Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
ФГБОУ АГПУ, г. Армавир, Россия
В современном мире информация представляет собой один из важнейших ресурсов и, в то же время, одну из движущих сил развития человеческого общества. Скорость происходящих перемен, постоянное появление новых технологий, быстрое изменение требований рынка труда, а также требований к характеру трудовых операций, к компьютерной грамотности работников приводят к тому, что сегодня реально защищенным в социальном отношении может быть лишь образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности.
Проблема формирования информационных умений школьников является довольно значимой и актуальной в педагогической теории и практике общего образования. Состав информационных умений довольно сложный и представляет собой совокупность умений работать не только со средствами новых информационных технологий, но и с информацией в целом, разного вида и на разных носителях. Школьный учебник, хотя в настоящее время и является важным средством обучения, но уже давно перестал быть единственным источником информации. Тем не менее в практике обучения часто отсутствует системная организация работы учащихся с комплексным применением учебника и средств новых информационных технологий. Особенно это касается технологий, которые позволяют сформировать у ученика умения оперировать возможными вариантами поиска, обработки и перевода информации в доступный для понимания и воспроизведения формат, и при этом могут легко вписаться в процесс обучения, не затрагивая его содержания, определенного образовательным процессом.
Одним из условий формирования и развития у учащихся умений применять технологии представления информации является приобщение их к работе с различными средствами информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности: на занятиях, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, при подготовке докладов и т.п.
Одним из таких средств, на наш взгляд, является интерактивная доска, позволяющая педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным. Учитывая, что на уроках технологии широко применяется комбинированная форма представления информации, когда задействованы и текст, и чертёж, и таблица, методику формирования у учащихся умений представления информации с применением интерактивной доски рассмотрим на примере урока на тему «Построение технологической карты на изготовление верхней планки вешалки».
Здесь перед учителем несколько путей развития у учащихся умений представления информации.
Путь первый. Собственно введение в словарный запас учащихся понятия «информация». Объяснить им, что для того, чтобы изготовить изделие, необходимо уточнить все данные, то есть информацию о нем. Что это за информация? Название, назначение, материал, форма, цвет и т. д. Откуда мы черпаем эту информацию? Из описания, из картинки и т. д. После этого разбирают технологическую карту как средство представления информации и выполняют практическую работу «Изготовление изделия».
Путь второй. Ученики сами создают информационные блоки после знакомства с понятием информация, способы её представления. Учитель имеет возможность организовать эту работу фронтально, по группам, индивидуально. У него есть выбор – выполнять эту работу в классе, или это домашнее задание. Удобно использовать групповую (звеньевую) форму работы – одни заготавливают текстовые фрагменты, другие графические, третьи заготавливают таблицу. Ученики могут сами «добывать» информацию, либо учитель выдаёт чёткое задание: «Выполнить на компьютере в следующей программе…» и далее, в соответствии с карточкой, у одних рисунок, у других конкретный текстовый блок. То есть идёт ознакомление учащихся с видами и средствами создания, преобразования и представления информации.
Путь третий. Самый простой, но, возможно, не самый оптимальный – учитель сам заранее создает заготовки текстовых блоков, рисунки, чертежи. Плюс такого решения – заготовки сразу же выполняются в программе Smart Notebook. Минус – учащиеся как бы отстранены от процесса создания документации.
После того как созданы все необходимые заготовки, можно приступать непосредственно к созданию технологической карты. Так как у нас всего один компьютер с установленной программой Smart Notebook, то выбираем фронтальную форму работы в классе.
Запускаем программу Notebook. На панели инструментов выделяем новую страницу. Сначала копируем созданные блоки информации. Далее заполняем второй (графическая информация) и третий (текстовая информация) кадры, как это показано на рисунке 1.
Рисунок 1. – Наполнение кадров информацией
Следующий этап – создание формы (шаблона) технологической карты. Для этого следует воспользоваться инструментом «Таблица», а также функциями объединить/разъединить строки (ячейки).
После этого приступаем к заполнению формы технологической карты. Сначала копируем информационные блоки, предназначенные для заполнения первой колонки «Последовательность работы», а затем заполняем остальные колонки. Для этого последовательно меняем кадры местами так, чтобы при включенной опции «показывать два кадра» совмещались либо кадры 2 и 4, либо кадры 3 и 4. Результат работы на данном этапе выглядит так, как показано на рисунке 2.
Рисунок 2. – Заполнение формы технологической карты
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.