logo
sbornik / Часть 1

Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В современном мире человечество, находясь под воздействием процессов глобализации, укрепления инновационного типа развития, быстрых изменений условий жизни и стратегий человеческого существования требует активной модернизации системы высшего образования как ведущего фактора социокультурного развития, успешной жизнедеятельности личности, ее дальнейшего совершенствования.

В данном контексте обучение в высшем учебном заведении должно готовить человека к жизни в обществе знаний и инноваций. Вследствие вхождения мира в научно-информационный тип прогресса возникает необходимость подготовки будущего специалиста с инновационным мышлением и способностью к инновационной деятельности [1]. В этой ситуации человеку предстоит быть не только реализатором в их осуществлении, но и активным творцом инновационных процессов.

В современных условиях преподаватель вуза должен быть готовым к любой профессиональной ситуации, к переподготовке в быстро меняющихся требованиях времени. В связи с этим активность человека должна быть направлена на полное и качественное приспособление к среде за счет собственных потенциалов и внутренних ресурсов, в которых важным условием динамического развития будет выступать процесс самообразования.

Одним из главных факторов самообразования преподавателя высшей школы становится готовность к самостоятельному оцениванию инноваций и определение их соответствия потребностям и возможностям использования в преподавательской деятельности, а также способность осуществлять инновационную деятельность.

Изучение психолого-педагогической литературы и научных трудов ученых свидетельствует о возрастании их внимания к инновационной деятельности преподавателя как основе развития самообразования.

Так, аспекты педагогической инноватики рассматривали В.И. Паламарчук, Л.С. Подымова, С.Д. Полякова, А.Я. Савченко, B.А. Сластенина и другие ученые; аспекты подготовки к инновационной деятельности исследовали Л.М. Ващенко, Л.И. Даниленко, Н.И. Клокар, С.В. Кузьмин, Л.А. Пертиченко, И.Е. Пискарева и другие.

В психолого-педагогических источниках инновационную деятельность преподавателя вуза связывают как с изменениями, которые происходят в разных направлениях его деятельности, стиле мышления преподавателя и студента, так и с процессом создания и распространения новшеств. Так, И.Е. Пискарева утверждает, что инновационная деятельность – это «деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, которая выходит за рамки действующих нормативов, которая является основой личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности учителя и создает новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность» [2, с. 6]. В научном труде В.М. Малыхиной инновационная деятельность определяется как «экспериментальная и поисковая деятельность педагогических работников с целью разработки, эксперимента, апробации, внедрения и применения педагогических инноваций» [3, с. 6]. По утверждению С.В. Кузьмина, «проблема инновационной деятельности рассматривается через творческий аспект и должна носить творческий характер, без которого нововведения не могут быть реализованы, то есть «творчество является двигателем инноваций» [4].

На основании перечисленных выше определений можем констатировать, что для инновационной деятельности преподавателя вуза характерен творческий подход к делу, формирование идей, проведения экспериментальных исследований и активное использование нового в педагогической практике. Преподаватель вуза может быть как автором, разработчиком, исследователем, так и пропагандистом инновационных педагогических технологий, теорий и концепций, что является основой самообразования.

Исходя из определений учёных, на наш взгляд, инновационную деятельность необходимо рассматривать как деятельность всех участников инновационного процесса, как единую коллективную систему получения, накопления и использования новых знаний, а также применение новых технологий, основанных на таких знаниях. Данная система в корне меняет отношения «преподаватель-студент», превращая их в партнеров, которые отвечают за результат своего труда [5].

Поэтому преподавателю вуза должны быть присущи закономерности личного развития и самообразования, чтобы эффективно передавать свои знания через призму собственного опыта в условиях максимальной реализации своего творческого потенциала.

Вышеуказанное даёт возможность утверждать, что преподавателю вуза в реальных условиях организации и проведения современного учебного процесса необходимо постоянно овладевать новыми учебными дисциплинами, самостоятельно разрабатывать учебно-программную документацию и в то же время владеть информацией научно-технического прогресса и инновационными видами педагогической деятельности. А это возможно достичь только при условии правильной организации и проведения самостоятельной работы со студентами, улучшения процесса самообразования.

На наш взгляд, инновационная деятельность педагога вуза мотивирует на совершенствование своей профессиональной деятельности, а также активизирует самосознание, самообразование и развивает креативные и прогностические способности, приводя его в состояние напряженной активности педагога-исследователя.

Таким образом, теоретический анализ проблемы инновационной деятельности преподавателя вуза дал возможность выявить следующее: данный вид деятельности направлен на качественные изменения системы образования, а также обеспечения ее эффективности; для развития самообразования преподавателя вуза особое значение имеет качественная инновационная деятельность, то есть способность к восприятию нового и устойчивая мотивация на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса.