Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
В современном мире человечество, находясь под воздействием процессов глобализации, укрепления инновационного типа развития, быстрых изменений условий жизни и стратегий человеческого существования требует активной модернизации системы высшего образования как ведущего фактора социокультурного развития, успешной жизнедеятельности личности, ее дальнейшего совершенствования.
В данном контексте обучение в высшем учебном заведении должно готовить человека к жизни в обществе знаний и инноваций. Вследствие вхождения мира в научно-информационный тип прогресса возникает необходимость подготовки будущего специалиста с инновационным мышлением и способностью к инновационной деятельности [1]. В этой ситуации человеку предстоит быть не только реализатором в их осуществлении, но и активным творцом инновационных процессов.
В современных условиях преподаватель вуза должен быть готовым к любой профессиональной ситуации, к переподготовке в быстро меняющихся требованиях времени. В связи с этим активность человека должна быть направлена на полное и качественное приспособление к среде за счет собственных потенциалов и внутренних ресурсов, в которых важным условием динамического развития будет выступать процесс самообразования.
Одним из главных факторов самообразования преподавателя высшей школы становится готовность к самостоятельному оцениванию инноваций и определение их соответствия потребностям и возможностям использования в преподавательской деятельности, а также способность осуществлять инновационную деятельность.
Изучение психолого-педагогической литературы и научных трудов ученых свидетельствует о возрастании их внимания к инновационной деятельности преподавателя как основе развития самообразования.
Так, аспекты педагогической инноватики рассматривали В.И. Паламарчук, Л.С. Подымова, С.Д. Полякова, А.Я. Савченко, B.А. Сластенина и другие ученые; аспекты подготовки к инновационной деятельности исследовали Л.М. Ващенко, Л.И. Даниленко, Н.И. Клокар, С.В. Кузьмин, Л.А. Пертиченко, И.Е. Пискарева и другие.
В психолого-педагогических источниках инновационную деятельность преподавателя вуза связывают как с изменениями, которые происходят в разных направлениях его деятельности, стиле мышления преподавателя и студента, так и с процессом создания и распространения новшеств. Так, И.Е. Пискарева утверждает, что инновационная деятельность – это «деятельность, связанная с отказом от известных штампов, стереотипов в обучении, воспитании и развитии личности ученика, которая выходит за рамки действующих нормативов, которая является основой личностно-творческой, индивидуально направленной деятельности учителя и создает новые педагогические технологии, реализующие эту деятельность» [2, с. 6]. В научном труде В.М. Малыхиной инновационная деятельность определяется как «экспериментальная и поисковая деятельность педагогических работников с целью разработки, эксперимента, апробации, внедрения и применения педагогических инноваций» [3, с. 6]. По утверждению С.В. Кузьмина, «проблема инновационной деятельности рассматривается через творческий аспект и должна носить творческий характер, без которого нововведения не могут быть реализованы, то есть «творчество является двигателем инноваций» [4].
На основании перечисленных выше определений можем констатировать, что для инновационной деятельности преподавателя вуза характерен творческий подход к делу, формирование идей, проведения экспериментальных исследований и активное использование нового в педагогической практике. Преподаватель вуза может быть как автором, разработчиком, исследователем, так и пропагандистом инновационных педагогических технологий, теорий и концепций, что является основой самообразования.
Исходя из определений учёных, на наш взгляд, инновационную деятельность необходимо рассматривать как деятельность всех участников инновационного процесса, как единую коллективную систему получения, накопления и использования новых знаний, а также применение новых технологий, основанных на таких знаниях. Данная система в корне меняет отношения «преподаватель-студент», превращая их в партнеров, которые отвечают за результат своего труда [5].
Поэтому преподавателю вуза должны быть присущи закономерности личного развития и самообразования, чтобы эффективно передавать свои знания через призму собственного опыта в условиях максимальной реализации своего творческого потенциала.
Вышеуказанное даёт возможность утверждать, что преподавателю вуза в реальных условиях организации и проведения современного учебного процесса необходимо постоянно овладевать новыми учебными дисциплинами, самостоятельно разрабатывать учебно-программную документацию и в то же время владеть информацией научно-технического прогресса и инновационными видами педагогической деятельности. А это возможно достичь только при условии правильной организации и проведения самостоятельной работы со студентами, улучшения процесса самообразования.
На наш взгляд, инновационная деятельность педагога вуза мотивирует на совершенствование своей профессиональной деятельности, а также активизирует самосознание, самообразование и развивает креативные и прогностические способности, приводя его в состояние напряженной активности педагога-исследователя.
Таким образом, теоретический анализ проблемы инновационной деятельности преподавателя вуза дал возможность выявить следующее: данный вид деятельности направлен на качественные изменения системы образования, а также обеспечения ее эффективности; для развития самообразования преподавателя вуза особое значение имеет качественная инновационная деятельность, то есть способность к восприятию нового и устойчивая мотивация на поиск нового в организации учебно-воспитательного процесса.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.