logo
sbornik / Часть 1

Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Изменение современной цивилизации происходит в направлении приоритета интеллектуальной деятельности, выводящего научные знания в ранг базиса существования и развития новой генерации людей. Намеченная тенденция требует от системы современного образования подготовки высококвалифицированных кадров, которые должны обеспечивать возможность конкурентоспособности дематериализованной экономики.

Дематериализация в сфере экономики переориентирует потребности общества из производства материальных благ на производство услуг. Таким образом, знания выступают одновременно и в роли фактора производства и в роли продукта. Указанные изменения послужили толчком к появлению и глубокому укоренению таких новообразований в образовании, как экономика знаний и экономика образования.

Экономика образования – это отрасль экономики, определяющая место и роль системы образования в экономике, формирующая организационно-экономический механизм ее функционирования и финансирования, выражающая социально-экономическую эффективность образовательной деятельности для общества.

Одной из составляющих экономики образования является экономика знаний, которая не только характеризуется высоким интеллектом нации, органическим сочетанием науки, техники и производства, но и базируется на инновационной модели развития и методологической направленности системы образования.

В условиях актуализации экономики образования особенно остро выражается потребность в изменении подходов к подготовке будущих учителей технологий, которые, в свою очередь, должны принципиально изменить систему трудовой подготовки подрастающего поколения.

Исторический анализ изменения подходов к обучению труду в школе подтверждает истину, что система экономики и способы производства во многом определяют содержание программы обучения. Так, к примеру, для 60-х годов ХІХ столетия характерной особенностью трудовой подготовки учащихся было исключительно обучение приемам ручного труда. В начале ХХ столетия, с изменениям способов производства, со всемирным распространением индустриального производства, особое внимание на уроках труда начали уделять политехническому обучению.

Характерной особенностью трудового обучения средины ХХ века стало материальное производство и производственная деятельность учащихся. Конец ХХ-го столетия был обозначен введением в содержание трудового обучения основ выбора профессии. Неизбежной чертой современной системы трудового обучения является информационная и интеллектуальная деятельность учащихся. Целью современных учебных программ по трудовому обучению определяется цель формирования технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях высокотехнологического, информационного общества.

Ввиду сказанного, становится очевидным, что подготовка учителей технологий должна быть направлена на развитие творческих способностей и готовности к инновационной педагогической деятельности. Особое место следует уделять изучению основ творческой деятельности и педагогических технологий развития творческих способностей, творческого мышления, креативности учащихся.

Как правило, понятие творчество определяется как сложное, многокомпонентное явление, которое состоит из развитых способностей порождать и реализовывать новые необычные идеи, отходить от традиционных схем мышления, быстро находить решения в проблемных ситуациях, в результате чего создаются новые общественно значимые материально-духовные ценности.

Необходимым условием творчества являются творческие способности как индивидуальные приобретения личности, полученные в процессе развития задатков. Для развития творческих способностей учеников особое внимание следует уделять развитию наблюдательности, пространственного воображения (восприятие пространственных отношений и взаимосвязей), которые лежат в основе технического мышления.

Эффективным методом выявления уровня развития технического мышления можно считать решение творческих технических задач. В то же время решение технических задач не может происходить без наличия технических способностей, которые реализуются путем вовлечения учащихся в процессы поиска и использования информации, необходимой для практической деятельности.

С этой целью учащихся необходимо вовлекать в такие виды деятельности, которые обеспечивают ознакомление с актуальными направлениями науки, техники и технологии, возможностями их использования для решения технических задач; формирование конструкторских, рационализаторских, изобретательских и других способностей, общетрудовых умений, умений формулировать и решать творческие и исследовательские задачи. Оптимальным путем решения намеченных задач можно считать проектную деятельность, которая по своей сути является интегрирующей по отношению к творческой, информационной и производственной деятельности.

Для выведения совместной деятельности учителей технологии и учащихся на творческо-поисковый уровень следует применять широкий потенциал традиционных и инновационных педагогических технологий. Особое место среди педагогических технологий занимает ТРИЗ-педагогика. Среди основных ее принципов следует отметить: принцип свободы выбора (в любой деятельности предоставлять выбор действий, которые обязательно должны подчиняться нормам морали); принцип открытости (использовать открытые задачи, которые стимулируют самостоятельное генерирование идей, доказывая границы их использования); принцип деятельности (усвоение знаний, умений и навыком реализовываются в деятельности, а многочисленное вовлечение в деятельность вырабатывает автоматизм во время принятия решений); принцип обратной связи (процесс обучения требует постоянного контроля разными способами); принцип идеальности (максимально использовать возможности, интересы и знания с целью повышения результативности и снижения затрат при постоянной поддержке личной мотивации учащихся). Таким образом, ТРИЗ-педагогика не только выявляет природную одаренность, но и раскрывает творческий потенциал, обеспечивая дальнейшее развитие учащихся после окончания школы.

Подводя итоги, следует отметить, что современный образовательный процесс в целом и трудовая подготовка молодежи в частности, направлены на подготовку индивидов, способных обеспечить экономическое и культурное развитие общества активных граждан, конкурентоспособных на мировой арене.