Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
ФГБОУ ВПО ОГУ, г. Орел, Россия
В России к 2020 году должно появиться 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест для нашей индустрии – это требует совершенно нового уровня квалификаций тех людей, которых будет готовить система образования, начиная с общеобразовательных профильных школ и завершая СПО и ВПО.
Индустрия – это, в первую очередь, квалификация народа, его умелость, распространенных в нем технических навыков, наличие достаточно большой, умелой технической корпорации.
Научно-педагогический опыт в области трудового обучения и воспитания школьников инициировал разработку концепции технологического обучения, реализующейся в общеобразовательной области «Технология» через учебный предмет «Технология».
Предметная область «Технология» более многих других имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как её предмет – деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей.
«Технология» – это фактически единственный школьный учебный предмет, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимся навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. При этом важна ориентация не только на высшее образование, но и на выбор рабочих профессий через систему СПО в реальном секторе экономики данного региона России.
Важно уяснить, кто такой техник, окончивший СПО. Это вовсе не молодой человек, который не сподобился поступить в вуз – это специалист практической направленности. Если инженер по замыслу должен создавать что-то новое, то техник – решать практические производственные задачи. Тем самым обеспечивается молодежью преемственность перехода от общешкольного обучения к среднему профессиональному образованию и будущей их трудовой деятельности в сфере современного материального производства.
Любые действия по стимулированию экономического роста обречены на провал, если на рынке труда нет квалифицированных кадров, что в настоящее время уже становится главным сдерживающим фактором развития российской экономики, не говоря о предстоящем росте. Вывод очевиден – в стране срочно необходимо провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав его под потребность экономики, а для этого надо сбалансировать интересы государства, работодателей, учебных заведений, родителей и самой молодежи, сегодня крайне разобщенных.
Поэтому указанную проблему следует рассматривать как с позиции общешкольного обучения, так и СПО.
Технологию реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в рамках взаимодействия общеобразовательной профильной школы (особенно с индустриально- технологическим направлением профилизации старшеклассников) с образовательными организациями системы СПО для производства материальных ценностей нами предлагается осуществлять на базе инженерной педагогики.
Инженерная педагогика ориентирована на подготовку преподавателей технических дисциплин средних специальных и высших технических учебных заведений и специалистов разного профиля и направлений педагогической деятельности.
Инженерная педагогика способствует осознанному рациональному построению технического образования и тем самым улучшению обучения технике по возможности во всех технических учебных заведениях как средних, так и высших, а также в различных образовательных учреждениях промышленности и институтах (курсах) повышения квалификации.
Начнем с общеобразовательной школы. Учитель технологии не готовит из школьников специалистов, его главная задача – трудовое воспитание, а не обучение, т.е. способствовать старшеклассникам в профессиональном самоопределении выбора будущей профессии. Отсюда, для подготовки учителя технологии нужна не инженерная педагогика, а какая-то другая, использующаяся, по-видимому, базу инженерной педагогики, но выполняющая другую, то есть школьную задачу. Такую педагогику мы условно называем инженерной педагогикой школы.
Поэтому в начале рассмотрим основы уже существующей инженерной педагогики, а затем – нами предложенную инженерную педагогику школы, ориентирующую подготовку учителей технологии на оказание помощи школьникам в их профессиональном самоопределении, особенно в области профессий сферы современного материального производства.
Главное отличие инженерной педагогики от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности инженерно-технического образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для непрерывно развивающейся технической деятельности, решения широкого круга инновационных образовательных и производственных задач.
Как известно, при работе в профильной школе (или в профильном классе) учителю технологии необходимо учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для воспитания старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, т. е. готовить школьников к социально-профессиональному самоопределению и эффективной будущей преобразовательной деятельности.
В широком смысле слова если в словосочетании «инженерная» и «педагогика» имеется в виду использование педагогической науки для подготовки специалистов с техническим образованием, то в словосочетании «инженерная педагогика школы» имеется в виду использование педагогической и технических наук для подготовки учителя технологии со знанием отраслей производства, способного своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями при работе в профильной школе (особенно с индустриально-технологическим направлением) способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников в выборе профессий и специальностей в сфере современного материального производства.
Итак, инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой педагогически способствует созданию и реализации системы отраслевой подготовки в вузе учителя технологии, который своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями воздействует на развитие личности школьника, создает условия для самоопределения его уже на старшей ступени профильной школы на конкретную профессию и специальность сферы современного материального производства, формирует интерес к ней, помогает предположительно определить, в каких видах деятельности он сможет наиболее успешно самореализоваться, получая наибольшее удовлетворение от своего труда.
Если основная задача школы – достижение сформированной способности выпускников к жизненному и профессиональному их самоопределению для деятельности в производстве материальных и нематериальных ценностей, то основной задачей СПО – усвоение студентами профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, т.е. профессиональных компетентностей, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, а также для руководства работой так называемых первичных производственных звеньев.
В связи с бурным развитием науки и техники – дефицит в людях со средним профессиональным образованием стал особенно ощутим, поскольку высшая школа оказалась менее подвижна и динамична к профессиональным переменам в жизни общества. Именно поэтому во многих странах среднее профессиональное образование стало необходимой ступенью высшего образования.
Все отчетливее в нашем обществе создается мнение – вообще отменить старшие классы в школах и всех школьников обучать в средних профессиональных учебных заведениях, а уже потом – в вузах. Социальной нормой должно стать среднее профессиональное образование.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.