logo
sbornik / Часть 1

Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.

ФГБОУ ВПО ОГУ, г. Орел, Россия

В России к 2020 году должно появиться 25 млн. высококвалифицированных рабочих мест для нашей индустрии – это требует совершенно нового уровня квалификаций тех людей, которых будет готовить система образования, начиная с общеобразовательных профильных школ и завершая СПО и ВПО.

Индустрия – это, в первую очередь, квалификация народа, его умелость, распространенных в нем технических навыков, наличие достаточно большой, умелой технической корпорации.

Научно-педагогический опыт в области трудового обучения и воспитания школьников инициировал разработку концепции технологического обучения, реализующейся в общеобразовательной области «Технология» через учебный предмет «Технология».

Предметная область «Технология» более многих других имеет отношение к воспитанию способности к самоопределению, так как её предмет – деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей.

«Технология» – это фактически единственный школьный учебный предмет, отражающий в своем содержании общие принципы преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры. Он направлен на овладение учащимся навыками конкретной предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. При этом важна ориентация не только на высшее образование, но и на выбор рабочих профессий через систему СПО в реальном секторе экономики данного региона России.

Важно уяснить, кто такой техник, окончивший СПО. Это вовсе не молодой человек, который не сподобился поступить в вуз – это специалист практической направленности. Если инженер по замыслу должен создавать что-то новое, то техник – решать практические производственные задачи. Тем самым обеспечивается молодежью преемственность перехода от общешкольного обучения к среднему профессиональному образованию и будущей их трудовой деятельности в сфере современного материального производства.

Любые действия по стимулированию экономического роста обречены на провал, если на рынке труда нет квалифицированных кадров, что в настоящее время уже становится главным сдерживающим фактором развития российской экономики, не говоря о предстоящем росте. Вывод очевиден – в стране срочно необходимо провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав его под потребность экономики, а для этого надо сбалансировать интересы государства, работодателей, учебных заведений, родителей и самой молодежи, сегодня крайне разобщенных.

Поэтому указанную проблему следует рассматривать как с позиции общешкольного обучения, так и СПО.

Технологию реализации индивидуальной образовательной траектории обучающихся в рамках взаимодействия общеобразовательной профильной школы (особенно с индустриально- технологическим направлением профилизации старшеклассников) с образовательными организациями системы СПО для производства материальных ценностей нами предлагается осуществлять на базе инженерной педагогики.

Инженерная педагогика ориентирована на подготовку преподавателей технических дисциплин средних специальных и высших технических учебных заведений и специалистов разного профиля и направлений педагогической деятельности.

Инженерная педагогика способствует осознанному рациональному построению технического образования и тем самым улучшению обучения технике по возможности во всех технических учебных заведениях как средних, так и высших, а также в различных образовательных учреждениях промышленности и институтах (курсах) повышения квалификации.

Начнем с общеобразовательной школы. Учитель технологии не готовит из школьников специалистов, его главная задача – трудовое воспитание, а не обучение, т.е. способствовать старшеклассникам в профессиональном самоопределении выбора будущей профессии. Отсюда, для подготовки учителя технологии нужна не инженерная педагогика, а какая-то другая, использующаяся, по-видимому, базу инженерной педагогики, но выполняющая другую, то есть школьную задачу. Такую педагогику мы условно называем инженерной педагогикой школы.

Поэтому в начале рассмотрим основы уже существующей инженерной педагогики, а затем – нами предложенную инженерную педагогику школы, ориентирующую подготовку учителей технологии на оказание помощи школьникам в их профессиональном самоопределении, особенно в области профессий сферы современного материального производства.

Главное отличие инженерной педагогики от общей педагогики состоит в том, что в ней выдвигаются иные цели и утверждаются новые ценности инженерно-технического образования. Ими становятся знания, умения, навыки, способности, необходимые для непрерывно развивающейся технической деятельности, решения широкого круга инновационных образовательных и производственных задач.

Как известно, при работе в профильной школе (или в профильном классе) учителю технологии необходимо учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для воспитания старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, т. е. готовить школьников к социально-профессиональному самоопределению и эффективной будущей преобразовательной деятельности.

В широком смысле слова если в словосочетании «инженерная» и «педагогика» имеется в виду использование педагогической науки для подготовки специалистов с техническим образованием, то в словосочетании «инженерная педагогика школы» имеется в виду использование педагогической и технических наук для подготовки учителя технологии со знанием отраслей производства, способного своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями при работе в профильной школе (особенно с индустриально-технологическим направлением) способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников в выборе профессий и специальностей в сфере современного материального производства.

Итак, инженерная педагогика школы предстает как самостоятельная область научного педагогического знания, которая за счет взаимодействия с техническими науками, технологиями и техникой педагогически способствует созданию и реализации системы отраслевой подготовки в вузе учителя технологии, который своими знаниями, умениями, навыками и компетенциями воздействует на развитие личности школьника, создает условия для самоопределения его уже на старшей ступени профильной школы на конкретную профессию и специальность сферы современного материального производства, формирует интерес к ней, помогает предположительно определить, в каких видах деятельности он сможет наиболее успешно самореализоваться, получая наибольшее удовлетворение от своего труда.

Если основная задача школы – достижение сформированной способности выпускников к жизненному и профессиональному их самоопределению для деятельности в производстве материальных и нематериальных ценностей, то основной задачей СПО – усвоение студентами профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, т.е. профессиональных компетентностей, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, а также для руководства работой так называемых первичных производственных звеньев.

В связи с бурным развитием науки и техники – дефицит в людях со средним профессиональным образованием стал особенно ощутим, поскольку высшая школа оказалась менее подвижна и динамична к профессиональным переменам в жизни общества. Именно поэтому во многих странах среднее профессиональное образование стало необходимой ступенью высшего образования.

Все отчетливее в нашем обществе создается мнение – вообще отменить старшие классы в школах и всех школьников обучать в средних профессиональных учебных заведениях, а уже потом – в вузах. Социальной нормой должно стать среднее профессиональное образование.