logo
sbornik / Часть 1

Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Одним из существенных условий развития современного технологического образования является актуализация национальной системы образования. Основной целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании учащихся. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, способствует всестороннему развитию личности учащегося, формирует навыки межличностного общения в классном коллективе, помогает классному руководителю вести работу по сплочению учащихся.

Концепция развития личности ребенка, региональные подходы к образовательному процессу в школьных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития учащегося. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека, как известно, в школьном возрасте. Именно этот период, как утверждает В.С. Болбас, является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения [1].

В средней школе, при изучении трудового обучения, для подрастающего поколения особенно важны знания об этнической культуре через возрождение белорусской национальной кухни. Опора на народные традиции белорусской национальной кухни в воспитании вносит коррективы в общение и усвоение накопленных ценностей, формирует самостоятельность оценочных суждений, расширяет знания о мире в целом, способствует развитию творческих, преобразовательных потребностей учащегося. Средства народной культуры через возрождение белорусской национальной кухни помогают проникновению жизненного опыта старшего поколения в среду духовных потребностей учащихся, играют важную роль в укреплении семейных отношений и др. Всё это способствует адаптации как городского учащегося, так и сельского в данном социуме, самоопределению и самовыражению его личности.

Проведенное экспериментальное исследование на уроках трудового обучения в ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря» позволило нам выявить некоторые особенности этнической культуры через возрождение белорусской национальной кухни, установить конкретные уровни их развития, а также раскрыть индивидуальные различия в суждениях и вкусах у учащихся о народно-культурных традициях в сфере белорусской национальной кухни.

В частности, мы установили, что в 6-х классах учащиеся все чаще проводят самостоятельный анализ блюд белорусской кухни, старинных предметов, явлений, произведений искусства и на этой основе высказывают самостоятельные суждения, аргументируют, обосновывают их, находят причину и следствие. Суждения учащихся 6-х классов все больше начинают характеризоваться осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.

В процессе опытно-экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения учащихся к народно-культурным традициям в сфере белорусской национальной кухни. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с учащимися через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования учащихся использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.

Результаты анкетирования помогли выявить представления учащихся о традициях и культуре белорусского народа в сфере национальной кухни. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 4% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании белорусских национальных блюд, а также обрядовых блюд, знания ограничивались одним-двумя примерами; представления о народных праздниках, обрядах недифференцированы. При этом понимание о белорусских народно-культурных традициях, праздниках, обрядах в сфере белорусской национальной кухни после проведения воспитательных мероприятий выросло на 70% (на 37% повысился высокий уровень знаний; на 33% – средний уровень; низкий уровень – отсутствует). Это значит, что 87% учащихся заинтересовались изучением и усвоением народно-культурных традиций в сфере белорусской национальной кухни и показали при опросе с помощью анкеты высокий уровень знаний. Эти фактические данные подтверждаются контрольным анкетированием учащихся в экспериментальном 6 «А» классе.

По сравнению с анкетированием на первом констатирующем этапе у этих учащихся показатель высокого уровня знаний был занижен на 37%, показатель среднего уровня – на 33%, что соответствовало, в общем, среднему уровню усвоения народно-культурного наследия в сфере белорусской национальной кухни. У учащихся этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (4%) составили учащиеся, у которых обнаружено неправильное обобщенное представление об объектах культуры, народно-культурных традициях, выраженное в нераскрытом суждении о них.

Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 87% учащихся, средний – у 13%, низкий – у 0% обследованных учащихся.

Все это свидетельствует о том, что:

– в данное время жизни имеется определенная утрата преемственности поколений в культуре своего народа, традициях в сфере белорусской кухни;

– необходимо объединиться педагогам и родителям по вопросу дальнейшего проектирования работы по воспитанию подрастающего поколения через призму этнопедагогического наследия путем возрождения белорусской национальной кухни.

С целью систематизации знаний учащихся о народно-культурных традициях через возрождение белорусской национальной кухни педагогам следует максимально использовать:

– культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев, выставок, ярмарок, деревень и др.);

– предметно-развивающую среду;

– расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия Беларуси;

– знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами быта Беларуси, в том числе конкретного историко-этнографического региона Беларуси.