logo
sbornik / Часть 1

Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

При всем разнообразии видов и форм изобразительного искусства и изобразительной деятельности они имеют единую творческую основу – композицию, в которой отражена общность всевозможных проявлений, присущих всякому художественному организму и процессу художественного творчества. К тому же «именно композиционными средствами в первую очередь художник раскрывает идею произведения, подчеркивает основное и главное в произведении, вводит зрителя в мир своих переживаний и размышлений» [1, с. 75]. В силу этого, композиция как учебный предмет занимает особое место среди предметов специального цикла по формированию творческих черт личности будущего педагога-художника, а обучение композиционной деятельности и композиционному мышлению является самым существенным и необходимым среди других форм изобразительной деятельности, которые имеют место в процессе художественного творчества.

Вместе со специфическими закономерностями обучения композиции действенным средством построения и функционирования учебного процесса как целостной системы служат дидактические принципы, которые выступают в качестве основополагающих требований к практической организации учебного процесса, определения целей, задач и содержания обучения [2]. Из ряда основополагающих принципов, способствующих повышению результативности обучения будущих учителей изобразительного искусства композиции, можно выделить:

  1. Принцип системно-методологической ориентации деятельности: формирование у учащихся представлений о способах, приемах и средствах достижения поставленной цели, содействующих созданию системы методов практической деятельности, способной гибко перестраиваться с учетом возникающих задач, а не переноситься в новое содержание в виде штампов и выработанных приемов построения изображения.

  2. Принцип единства духовно-эстетического, интеллектуально-нравственного и практического обучения: ориентация композиционного процесса на неразрывность практической и мыслительной деятельности, что позволяет широко вовлекать студентов в учебно-творческий процесс.

  3. Принцип вариативности: создание нескольких вариантов решения задачи (три и более), равноправных по своему содержанию и разноплановых по формальному выражению, что достигается посредством сочетаний различных композиционных средств и приемов. Целенаправленный выбор из множества вариантов оптимального решения повышает качество конечного результата творческого процесса, способствует более глубокому формированию у студентов понятий о критериях оценки работы посредством фильтрации случайного, малозначительного и второстепенного из общей массы художественно-изобразительного материала, совершенствует форму выражения замысла, дает право студентам вести активный творческий поиск в разных, порой взаимоисключающих направлениях.

  4. Принцип креативности: предполагает достижение определенного качественного состояния и стиля педагогической деятельности, oxватывающего сферу взаимоотношений между преподавателем, студентом и композиционно-творческой деятельностью. Высшим уровнем проявления принципа креативности в композиции является создание принципиально новых, оригинальных творческих эскизов художественных произведений.

  5. Принцип комфортности: создание благоприятной эмоционально-чувственной и интеллектуальной организации занятий для развития композиционных способностей, а также повышения результативности творческой деятельности обучаемых. В процессе работы над заданием от педагога требуется умение достигать единства мотивационно-волевых и операционно-действенных компонентов деятельности, перцептивных, мнемических и мыслительных операций, направленных на преодоление возникающих у студентов проблем, снятие внутренних комплексов и интеллектуальных зажимов, вызванных незнанием, неумением, робостью, боязнью выделиться из общей массы, показаться экстравагантным и т.п.

  6. Принцип единства художественного и общего развития личности: необходимо формировать мировоззрение, знания, художественный вкус, психические качества студентов (мышление, воображение, память, речь, внимание и т.п.) таким образом, чтобы, приводя в движение все умственные силы в процессе композиционно-творческой деятельности, обучаемые распространяли эту способность и на любую другую деятельность, а те знания, умения и навыки, которые они приобрели в различных областях умственной, трудовой и физической деятельности, умели активно приме­нять в процессе работы над композицией.

  7. Принцип интеграции художественных и научных, мировых и на­циональных ценностей: аккумуляция всего наилучшего из культурных достижений разных стран и народов на всем протяжении развития искус­ства. Приобщаясь к мировым художественным достижениям, будущие учителя изобразительного искусства расширяют свой кругозор и образно-художественное мышление, развивают способности критической оценки собственных результатов творчества.

Данные принципы тесно переплетаются в процессе обучения компо­зиции и реализуются в организации учебно-творческой деятельности и планировании содержания занятий. Их эффективность во многом опреде­ляется профессиональной грамотностью педагога, его творческой активно­стью, способностью направить энергию студентов в нужном направлении.

Одним из важнейших вопросов организации учебно-воспитательного процесса на занятиях по композиции является применение эффективных форм контроля интенсивности хода развития профессиональных способностей, навыков и умений будущих учителей изобразительного искусства. Эффективность этих форм должна непосредственно зависеть от того, насколько они позволяют стимулировать развитие у студентов способности осуществлять в процессе работы самоконтроль и самооценку их собственного продвижения по пути к конечной цели на любой стадии, на любом конкретном этапе этого движения.

На практике мы используем специальную модель с содержанием, структурой и функциями которой студенты знакомятся на занятиях по курсу «Композиция». Модель состоит из двух направлений: «образ визуальный» и «образ действия», каждое из которых подразделяется на три тесно взаимосвязанных между собой по смысловому содержанию (но различных по форме представления материала) ветви – свойства, аналоги по свойствам, средства. Эти направления являются наиболее значимыми для художественно-композиционного формообразования. Они позволяют в строгой логической последовательности (от общего – к частному) и функциональной значимости (от главного – к второстепенному) выстраивать, в соответствии с законами психологии визуального восприятия, весь теоретический материал в целостную систему будущего композиционного произведения на конкретно заданную тему. При этом материал в каждой указанной ветви систематизируется на основании расположенных в иерархическом порядке (по степени значимости) основных категорий композиции: качественная природа (мера), степень сложности (качественная и количественная), масштаб и масштабность, объемно-пространственная структура, пластика, цвет, фактура, тон и т.д.

Приведенные выше концептуальные положения обучения будущих учителей изобразительного искусства вытекают из рассмотрения композиции как решающего компонента профессиональной подготовки специалиста художественного профиля. Их практическая реализация в обучении содействует выбору и применению оптимальных методов и средств педагогического воздействия в процессе формирования профессиональных знаний, умений и навыков обучаемых.