logo
sbornik / Часть 1

Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Информационно-коммуникационные технологии сегодня являются неотъемлемой и органичной частью жизни современного общества. Без компьютера и мобильного телефона, без доступа в Интернет и возможности мгновенно найти необходимую информацию, обработать и передать ее уже трудно представить себе и современный образовательный процесс. Сегодня подготовка специалиста включает в себя формирование целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, и именно информационно-коммуникационные технологии открывают огромный диапазон возможностей в этом направлении.

Электронные учебники и словари, обучающие Интернет-ресурсы, огромное количество справочной и учебной литературы стали привычными элементами образовательного процесса. Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере. Это мобильность, инициативность, восприимчивость к инновационным изменениям и новым технологиям.

Современный образовательный процесс должен направляться на развитие у студентов способности к многомерному моделированию учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, к творческой самореализации и саморазвитию. Этот процесс становится возможным при правильной организации самостоятельной работы студентов на основе использования ИКТ, и в частности информационно-образовательной среды вуза.

Образовательная среда – это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.

В современном образовании снижается значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса).

Жизнь современного студенчества практически полностью проходит в он-лайн режиме. Именно поэтому использование Интернета и столь популярных среди молодежи социальных сетей становится весьма важным инструментом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, способом создания интерактивной информационно-образовательной среды и надежным средством коммуникации между студентами и преподавателями.

Тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети –это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструмент вуза и учебных учреждений.

Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.

Организуя в социальной сети научные и образовательные сообщества, преподаватели стимулируют студенческую аудиторию к научной работе и, одновременно, создают для них возможность быть членами определенного престижного сообщества.

«В Контакте» – одна из крупнейших в Рунете социальная сеть, которая по популярности занимает 2-е место в России и 20-е место в мире. По данным на февраль 2013 г., ежедневная аудитория «В Контакте» составила более 43 миллионов человек. Задача создателей этого сетевого проекта – в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети.

Возможность прикрепления к сообщениям «В Контакте» текстовых документов, изображений, видеоматериалов и аудиозаписей становится важным преимуществом этого ресурса. Так же у данного сайта есть очень удобная и отличающая его от множества других Интернет-ресурсов характеристика: его интерфейс построен таким образом, что позволяет отслеживать присутствие он-лайн нужного вам пользователя. Все это дает преподавателю реальную возможность не только эффективно обмениваться со студентами необходимой информацией, но и оперативно решать текущие вопросы, а студентам активно взаимодействовать между собой.

Технология использования социальных сетей в учебном процессе заключается в алгоритме интеграции социальных сетей в учебный процесс путём создания сообщества в социальной сети и наполнении информационной базы сообщества.

Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей, в форме сообщества или группы, автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом. Интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами и между собой может осуществляться по таким направлениям, как:

– выполнение заданий для самостоятельной работы – это, в частности, поиск и обработка информации, подготовка проектных заданий, сообщений, расчетов, обсуждение и корректировка которых осуществляются быстро и оперативно;

– участие в олимпиадах и конкурсах, редактирование подготовленных студентами материалов, обсуждение их в онлайн-режиме как с преподавателем, так и между собой;

– индивидуальные задания для слабоуспевающих студентов с возможностью контроля их выполнения и дополнительного консультирования во внеучебное время, что, соответственно, значительно экономит аудиторное время;

– совместная работа над творческими проектами, дипломными и курсовыми работами с возможностью получения онлайн-консультаций у преподавателя;

– возможность контроля самостоятельной учебной деятельности студентов, которые по болезни или иной причине не посещают учебные занятия. Этот аспект имеет большое значение, так как позволяет не допускать значительного отставания студентов от учебного плана и гибко регулировать ход учебного процесса;

– решение организационных вопросов и т.д.

Таким образом, данный сетевой ресурс можно рассматривать как интерактивную образовательную среду, в возможности которой влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса, конечно, огромное значение имеет оперативная готовность профессорско-преподавательского состава к активному применению информационно-коммуникационных технологий. Сегодня требование времени к педагогу не только компетентность в сфере преподаваемой дисциплины, но и владение современными информационными технологиями.