Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
Информационно-коммуникационные технологии сегодня являются неотъемлемой и органичной частью жизни современного общества. Без компьютера и мобильного телефона, без доступа в Интернет и возможности мгновенно найти необходимую информацию, обработать и передать ее уже трудно представить себе и современный образовательный процесс. Сегодня подготовка специалиста включает в себя формирование целого ряда общекультурных и профессиональных компетенций, и именно информационно-коммуникационные технологии открывают огромный диапазон возможностей в этом направлении.
Электронные учебники и словари, обучающие Интернет-ресурсы, огромное количество справочной и учебной литературы стали привычными элементами образовательного процесса. Вместе с тем, молодежь обладает значительным потенциалом, который используется не в полной мере. Это мобильность, инициативность, восприимчивость к инновационным изменениям и новым технологиям.
Современный образовательный процесс должен направляться на развитие у студентов способности к многомерному моделированию учебно-познавательной и учебно-исследовательской деятельности, к творческой самореализации и саморазвитию. Этот процесс становится возможным при правильной организации самостоятельной работы студентов на основе использования ИКТ, и в частности информационно-образовательной среды вуза.
Образовательная среда – это совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, которые либо способствуют, либо, наоборот, препятствуют достижению образовательных задач. Образовательная среда оценивается западными учеными в терминах «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса.
В современном образовании снижается значение пространственно-семантических (архитектура здания и дизайн интерьеров, пространственная структура учебных и рекреационных помещений) и содержательно-методических компонентов (образовательные и учебные программы, учебный план, учебники и учебные пособия, форма организации занятий и др.) в формировании образовательной среды. В современном образовательном процессе ведущую роль играют коммуникативно-организационные (стиль общения и преподавания, пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп и др.) и символические (прежде всего, ценности, транслируемые образовательным центром и разделяемые участниками образовательного процесса).
Жизнь современного студенчества практически полностью проходит в он-лайн режиме. Именно поэтому использование Интернета и столь популярных среди молодежи социальных сетей становится весьма важным инструментом повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, способом создания интерактивной информационно-образовательной среды и надежным средством коммуникации между студентами и преподавателями.
Тенденции развития социальных сетей создают ситуацию, когда всеохватность аудитории и одновременное использование максимального количества предоставляемых современными интернет-технологиями возможностей переводят образовательную активность на абсолютно другой, значительно более высокий уровень. Социальные сети –это не просто возможность пообщаться, это важный образовательный инструмент вуза и учебных учреждений.
Социальные сети позволяют распространить образовательную среду на повседневную жизнь студентов, т.е. существенно расширить образовательный процесс в пространстве и во времени.
Организуя в социальной сети научные и образовательные сообщества, преподаватели стимулируют студенческую аудиторию к научной работе и, одновременно, создают для них возможность быть членами определенного престижного сообщества.
«В Контакте» – одна из крупнейших в Рунете социальная сеть, которая по популярности занимает 2-е место в России и 20-е место в мире. По данным на февраль 2013 г., ежедневная аудитория «В Контакте» составила более 43 миллионов человек. Задача создателей этого сетевого проекта – в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети.
Возможность прикрепления к сообщениям «В Контакте» текстовых документов, изображений, видеоматериалов и аудиозаписей становится важным преимуществом этого ресурса. Так же у данного сайта есть очень удобная и отличающая его от множества других Интернет-ресурсов характеристика: его интерфейс построен таким образом, что позволяет отслеживать присутствие он-лайн нужного вам пользователя. Все это дает преподавателю реальную возможность не только эффективно обмениваться со студентами необходимой информацией, но и оперативно решать текущие вопросы, а студентам активно взаимодействовать между собой.
Технология использования социальных сетей в учебном процессе заключается в алгоритме интеграции социальных сетей в учебный процесс путём создания сообщества в социальной сети и наполнении информационной базы сообщества.
Размещение образовательного ресурса на базе социальных сетей, в форме сообщества или группы, автоматически устанавливает прямую эффективную коммуникацию между преподавателем и студентом, между студентом и студентом. Интерактивное взаимодействие преподавателя со студентами и между собой может осуществляться по таким направлениям, как:
– выполнение заданий для самостоятельной работы – это, в частности, поиск и обработка информации, подготовка проектных заданий, сообщений, расчетов, обсуждение и корректировка которых осуществляются быстро и оперативно;
– участие в олимпиадах и конкурсах, редактирование подготовленных студентами материалов, обсуждение их в онлайн-режиме как с преподавателем, так и между собой;
– индивидуальные задания для слабоуспевающих студентов с возможностью контроля их выполнения и дополнительного консультирования во внеучебное время, что, соответственно, значительно экономит аудиторное время;
– совместная работа над творческими проектами, дипломными и курсовыми работами с возможностью получения онлайн-консультаций у преподавателя;
– возможность контроля самостоятельной учебной деятельности студентов, которые по болезни или иной причине не посещают учебные занятия. Этот аспект имеет большое значение, так как позволяет не допускать значительного отставания студентов от учебного плана и гибко регулировать ход учебного процесса;
– решение организационных вопросов и т.д.
Таким образом, данный сетевой ресурс можно рассматривать как интерактивную образовательную среду, в возможности которой влиять на эффективность учебно-воспитательного процесса, конечно, огромное значение имеет оперативная готовность профессорско-преподавательского состава к активному применению информационно-коммуникационных технологий. Сегодня требование времени к педагогу не только компетентность в сфере преподаваемой дисциплины, но и владение современными информационными технологиями.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.