logo
sbornik / Часть 1

Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.

ФГБОУ ВПО АГПУ, г. Армавир, Россия

Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, предметом оценки деятельности ученика, учителя и образовательного учреждения теперь являются не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы.

Метапредметный подход в образовании – это вовлечение ученика в мыслительный процесс, направленный на самостоятельную постановку проблемы, поиск способов и методов её решения, применения этих методов на практике.

Метапредметные результаты включают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных и познавательных, коммуникативных).

Регулятивные универсальные учебные действия организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль; коррекция; оценка, волевая саморегуляция.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие; выражать свои мысли.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Метапредметными результатами освоения «Технология» являются:

– планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

– определение способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов.

– выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

– выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

– использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

– согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

– диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям и т.д.

Содержание методики обучения технологии, способствующей формированию метапредметных результатов обучающихся, основывается на системно-деятельностном подходе.

Суть деятельностного подхода заключается в том, что обучающиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной образовательной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт практико-ориентированной деятельности и осваивают систему знаний по данному предмету. При этом главное – происходит освоение всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), определенных стандартом, и умение, способность учиться в целом, готовность к постижению нового.

Использование метода творческих проектов играет ключевую роль в достижении метапредметных результатов. Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов.

Учителя говорят, что проект – это шесть «П»:

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Для освоения универсальных учебных действий необходимо подготовить учеников к самостоятельной работе. Подготовку можно реализовать в рамках постоянного усложнения учебных проектов, а для этого нужно постепенно вводить умения и навыки, необходимые для организации самостоятельного добывания знаний.

Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов на уроках технологии является защита итогового индивидуального проекта.