logo
sbornik / Часть 1

Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь

В основу совершенствования подготовки педагогических кадров, активизации профессионально-познавательной деятельности и направленности студентов должны быть положены следующие принципы: принцип формирования профессионально-ценностных ориентаций и активизации познавательной деятельности студентов; принцип формирования потребности в совершенствовании знаний, умений и навыков профессионально–педагогической подготовки; ориентация на творчество, индивидуальность каждого специалиста; непрерывность и целостность развития системы педагогического образования; предполагающая гибкость, вариантность, динамичность изменений в содержании и формах подготовки учителя технологий и т. д.

В нашем исследовании мы поставили задачу рассмотреть процесс формирования профессионально–педагогической направленности в подготовке учителей трудового обучения при изучении инженерной графики. Она включает в себя вооружение студентов теоретическими и практическими знаниями по овладению специальными умениями и навыками, направленными на будущую профессиональную деятельность.

Основным направлением подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию и профориентационной работе школьников является педагогизация учебного процесса, предполагающая усиление педагогической направленности преподавания, учения, содержания учебных предметов и технологической практики.

Педагогизация преподавания основывается на установлении преподавателем связей между изучаемым материалом и методами его изучения в школе. Так, например, при изучении темы «Многогранники, развертка тел, разрезы и т.д. преподаватель дает конкретные рекомендации, каким образом обеспечить усвоение материала школьниками, как обеспечить его влияние на профессиональную ориентацию школьников. Преподаватель выделяет основные структурные учебные элементы: понятия «деталь», классификация техники, понятия «машина» и ее составные части, классификация машин и механизмов по назначению; пути усовершенствования техники и социально-экономическое значение модернизации техники в период бурного развития научно-технического прогресса. При этом преподаватель обязательно обращает внимание студентов на перспективы развития групп профессий, связанных с техникой, на все возрастающие требования, предъявляемые ими к человеку, на необходимость прочных и систематичных знаний.

Педагогизация учения обеспечивается включением в процесс изучения материала элементов педагогической деятельности. Одним из элементов этого является моделирование студентами деятельности школьного учителя и указание того, каким образом изученные сведения применять в школе.

Педагогизация содержания предполагает выделение в учебном материале сведений, которые понадобятся будущему учителю технологии. При проведении занятий в школе по предмету «Трудовое обучение» такими сведениями в инженерной графике являются − новые материалы и прогрессивные технологии, коррозия металлов и способы защиты от нее, стандартизация и ее роль в развитии научно-технического прогресса, методы измерений, контроль качества продукции, основные сведения о деталях и узлах. Усиление профессионально-педагогической направленности технологической практики расширяет знания студентов в области организации и экономики предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, является важным средством подготовки будущих учителей к умению использовать машиностроительные чертежи и документацию, осуществлять профориентационную работу и трудовое воспитание в общеобразовательной школе. Вместе с тем, закрепляются полученные в вузе умения и навыки по обращению с различным монтажным и измерительным инструментом, знакомятся с элементами различных видов технического труда, энергетическим хозяйством и электронным оборудованием предприятия.

Каждый из выделенных путей усиления профессионально-педагогической направленности содержания реализуется такими средствами, как выделение в учебном материале тем, которые включены в школьную программу предметов «Черчение» и «Трудовое обучение»; установление соотношения (для конкретной темы) между достижениями современной науки и техники, перспективами их развития и учебным материалом, отбираемым для изучения в школе; включение материала экономического и экологического содержания.

Усиление профессионально-педагогической направленности преподавания реализуется следующими средствами: установление связи между методами изучения учебного материала в вузе и методами его изучения в школе; демонстрация необходимых методических приемов изложения материала, способствующих формированию глубоких знаний, умений и навыков у школьников, с использованием мультимедийных технологий; формирование приемов умственной деятельности на основе изучаемого курса; обучение проведению опытной и расчетно-графической работы; подбор комплексных, творческих дифференцированных заданий с профессиональным содержанием; демонстрация на занятиях доступного изложения школьного материала и т.д.

Усиление профессиональной направленности учения реализуется включением в процесс изучения материала элементов педагогической деятельности:

– моделирование при ответах деятельности учителя;

– организация взаимоконтроля студентов при выполнении лабораторных и при проведении практических занятий;

– взаимооценка студентами знаний и умений своих товарищей;

– выполнение комплексных творческих заданий с профессиональным содержанием;

– овладение необходимыми экономическими и экологическими знаниями для проведения работы по экономическому и экологическому воспитанию.

Процесс усиления профессиональной направленности не может быть неизменным на всех этапах его протекания, он видоизменяется не только от изменения цели, содержания и средств, но и от внешних условий, сопровождающих его.

Следует выделить два типа взаимосвязанных условий, которые оказывают влияние на процесс усиления профессиональной направленности будущих учителей технологии: внешние (объективные по отношению к студенту) и внутренние (субъективные).

К внешним условиям отнесены: знания задач, которые предстоит решать будущим учителям, знания школьной программы, владение прочными знаниями учебного материала и методики преподавания предмета.

К внутренним условиям усиления профессиональной направленности относятся: формирование у студентов установки, мотивации на овладение профессиональными знаниями и умениями, осознание значимости овладения материалом данных курсов.

Мотивация предполагает достижение осознания студентами необходимости изучать данный материал для будущей успешной педагогической деятельности. Для этого необходимо создать такую психологическую и практическую обстановку, при которой на занятиях по инженерной графике осуществлялась бы подготовка студентов к будущей педагогической работе.

Таким образом, для того, чтобы более эффективно формировалась профессионально-педагогическая направленность в подготовке учителей трудового обучения, при изучении инженерной графики, необходимо подготавливать творческих студентов. Преподаватель на занятиях инженерной графики должен максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся, следуя некоторым рекомендациям, которые были предложены нами.