Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина», г. Мозырь, Республика Беларусь
В основу совершенствования подготовки педагогических кадров, активизации профессионально-познавательной деятельности и направленности студентов должны быть положены следующие принципы: принцип формирования профессионально-ценностных ориентаций и активизации познавательной деятельности студентов; принцип формирования потребности в совершенствовании знаний, умений и навыков профессионально–педагогической подготовки; ориентация на творчество, индивидуальность каждого специалиста; непрерывность и целостность развития системы педагогического образования; предполагающая гибкость, вариантность, динамичность изменений в содержании и формах подготовки учителя технологий и т. д.
В нашем исследовании мы поставили задачу рассмотреть процесс формирования профессионально–педагогической направленности в подготовке учителей трудового обучения при изучении инженерной графики. Она включает в себя вооружение студентов теоретическими и практическими знаниями по овладению специальными умениями и навыками, направленными на будущую профессиональную деятельность.
Основным направлением подготовки будущих учителей к трудовому воспитанию и профориентационной работе школьников является педагогизация учебного процесса, предполагающая усиление педагогической направленности преподавания, учения, содержания учебных предметов и технологической практики.
Педагогизация преподавания основывается на установлении преподавателем связей между изучаемым материалом и методами его изучения в школе. Так, например, при изучении темы «Многогранники, развертка тел, разрезы и т.д. преподаватель дает конкретные рекомендации, каким образом обеспечить усвоение материала школьниками, как обеспечить его влияние на профессиональную ориентацию школьников. Преподаватель выделяет основные структурные учебные элементы: понятия «деталь», классификация техники, понятия «машина» и ее составные части, классификация машин и механизмов по назначению; пути усовершенствования техники и социально-экономическое значение модернизации техники в период бурного развития научно-технического прогресса. При этом преподаватель обязательно обращает внимание студентов на перспективы развития групп профессий, связанных с техникой, на все возрастающие требования, предъявляемые ими к человеку, на необходимость прочных и систематичных знаний.
Педагогизация учения обеспечивается включением в процесс изучения материала элементов педагогической деятельности. Одним из элементов этого является моделирование студентами деятельности школьного учителя и указание того, каким образом изученные сведения применять в школе.
Педагогизация содержания предполагает выделение в учебном материале сведений, которые понадобятся будущему учителю технологии. При проведении занятий в школе по предмету «Трудовое обучение» такими сведениями в инженерной графике являются − новые материалы и прогрессивные технологии, коррозия металлов и способы защиты от нее, стандартизация и ее роль в развитии научно-технического прогресса, методы измерений, контроль качества продукции, основные сведения о деталях и узлах. Усиление профессионально-педагогической направленности технологической практики расширяет знания студентов в области организации и экономики предприятий, механизации и автоматизации производственных процессов, является важным средством подготовки будущих учителей к умению использовать машиностроительные чертежи и документацию, осуществлять профориентационную работу и трудовое воспитание в общеобразовательной школе. Вместе с тем, закрепляются полученные в вузе умения и навыки по обращению с различным монтажным и измерительным инструментом, знакомятся с элементами различных видов технического труда, энергетическим хозяйством и электронным оборудованием предприятия.
Каждый из выделенных путей усиления профессионально-педагогической направленности содержания реализуется такими средствами, как выделение в учебном материале тем, которые включены в школьную программу предметов «Черчение» и «Трудовое обучение»; установление соотношения (для конкретной темы) между достижениями современной науки и техники, перспективами их развития и учебным материалом, отбираемым для изучения в школе; включение материала экономического и экологического содержания.
Усиление профессионально-педагогической направленности преподавания реализуется следующими средствами: установление связи между методами изучения учебного материала в вузе и методами его изучения в школе; демонстрация необходимых методических приемов изложения материала, способствующих формированию глубоких знаний, умений и навыков у школьников, с использованием мультимедийных технологий; формирование приемов умственной деятельности на основе изучаемого курса; обучение проведению опытной и расчетно-графической работы; подбор комплексных, творческих дифференцированных заданий с профессиональным содержанием; демонстрация на занятиях доступного изложения школьного материала и т.д.
Усиление профессиональной направленности учения реализуется включением в процесс изучения материала элементов педагогической деятельности:
– моделирование при ответах деятельности учителя;
– организация взаимоконтроля студентов при выполнении лабораторных и при проведении практических занятий;
– взаимооценка студентами знаний и умений своих товарищей;
– выполнение комплексных творческих заданий с профессиональным содержанием;
– овладение необходимыми экономическими и экологическими знаниями для проведения работы по экономическому и экологическому воспитанию.
Процесс усиления профессиональной направленности не может быть неизменным на всех этапах его протекания, он видоизменяется не только от изменения цели, содержания и средств, но и от внешних условий, сопровождающих его.
Следует выделить два типа взаимосвязанных условий, которые оказывают влияние на процесс усиления профессиональной направленности будущих учителей технологии: внешние (объективные по отношению к студенту) и внутренние (субъективные).
К внешним условиям отнесены: знания задач, которые предстоит решать будущим учителям, знания школьной программы, владение прочными знаниями учебного материала и методики преподавания предмета.
К внутренним условиям усиления профессиональной направленности относятся: формирование у студентов установки, мотивации на овладение профессиональными знаниями и умениями, осознание значимости овладения материалом данных курсов.
Мотивация предполагает достижение осознания студентами необходимости изучать данный материал для будущей успешной педагогической деятельности. Для этого необходимо создать такую психологическую и практическую обстановку, при которой на занятиях по инженерной графике осуществлялась бы подготовка студентов к будущей педагогической работе.
Таким образом, для того, чтобы более эффективно формировалась профессионально-педагогическая направленность в подготовке учителей трудового обучения, при изучении инженерной графики, необходимо подготавливать творческих студентов. Преподаватель на занятиях инженерной графики должен максимально активизировать мыслительную деятельность обучающихся, следуя некоторым рекомендациям, которые были предложены нами.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.