logo
sbornik / Часть 1

Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.

ГНПУ им. А. Довженка, г. Глухов, Украина

Одним из процессов, характеризующих современное общество, является его информатизация. Владение компьютерными технологиями сегодня относится к первейшим качествам, соизмеримыми с умениями читать и писать. В свою очередь информатизация общества практически невозможна без внедрения компьютерных технологий в систему образования. Важность данной проблемы усиливается её новизной. Возникнув несколько десятилетий назад, информатизация образования не может использовать исторический опыт развития педагогических явлений и процессов.

В этой связи решать проблемы формирования личности, свободно владеющей информационными технологиями невозможно без подготовки учителя, владеющего необходимыми компетентностями. В современном мире одним из составляющих компетентности учителя является информационная компетентность, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий [5, с. 321].

В современной педагогической науке нет единого подхода к определению категории «информационная компетентность» [2; 3]. О. Зайцева определяет данную категорию как сложное, индивидуально-психологическое новообразование на базе интеграции теоретических знаний, практических умений в сфере информационных технологий и определенного перечня личностных качеств; как новую грамотность, в состав которой входит умение активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально важных решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств рассматривает А. Семенов; знания, умения, навыки и способность их использовать при решении заданий средствами новых информационных технологий – А. Завьялов.

Мы согласимся с мнением Б. Грудинина, определяющего информационную компетентность как «интегративное образование личности, отображающее её пригодность к определению информационных потребностей, поиска информации и эффективной работы с ними в любых её формах и проявлениях – как в печатной, так и в электронной». Она включает в себя три составляющие: информационную, компьютерную и процессуально-деятельную [3]. Их формирование происходит не только в процессе специальных занятий (информатика, новые информационные технологии и др.) но возможно и при изучении дисциплин педагогического цикла (педагогика, история педагогики, основы научно-педагогических исследований). Рассмотрим эти возможности более детально.

Для формирования информационной компетентности у будущих учителей технологии в процессе изучения педагогических дисциплин нами разработана система заданий, предусматривающих активное использование различных компьютерных средств как при поиске информации, так и при её обработке. Они охватывают подготовку к аудиторным занятиям, самостоятельную работу, индивидуальные творческие проекты по курсу.

Так, при подготовке к практическим занятиям студентам необходимо ознакомиться с публикациями в научных журналах с использованием электронных ресурсов Национальной библиотеки Украины имени Вернадского (www.nbuv.gov.ua), подготовить научные обзоры определенных педагогических проблем. Например, в курсе «Педагогика» это темы «Предмет и основные категории педагогики», «Система образования и воспитания Украины. Идеал воспитания», «Системы образования развитых стран мира» и др. Тематика научных обзоров может быть следующая: «Современные проблемы педагогической науки», «Компетентностный подход в образовании»; «Направления реформирования системы образования Украины»; «Отличия систем образования за рубежом»; «Цель воспитания в украинской национальной школе»; «Классики украинской педагогики ХХ столетия о цели воспитания»; «Инновационные формы обучения в украинской школе» и др. В процессе выполнения предложенных заданий студенты учатся использовать поисковые системы для поиска научной информации по ключевым словам, анализировать и обобщать полученную информацию, использовать компьютерные средства для создания тестовых документов, таблиц, графиков, презентаций.

Изучая курс «Основы научно-педагогических исследований», студенты используют стандартные компьютерные программы для обработки результатов исследований (расчет статистических показателей, построение графиков, обработка результатов анкетирования и др.). Например, при изучении темы «Использование методов математической статистики в исследованиях проблем педагогики и психологи» студентам предлагается использовать табличный процессор MS Excel, с целью определения достоверности в педагогических исследованиях различий совокупностей результатов с помощью метода χ2-критерия.

При изучении темы «Определения связей между явлениями» предлагается использовать MS Excel при расчете коэффициентов корреляции. Особенно важным является расчет рангового коэффициента корреляции (по Спирмену), как наиболее часто используемый в педагогических исследованиях. Для этого необходимо освоить создание формул с использованием промежуточных расчетов (ранжирование, определение разности рангов и др.). Это способствует практическому применению умений и навыков, полученных при изучении информатики в педагогической деятельности.

С целью формирования информационной компетентности в процессе индивидуальной работы нами использован метод проектов, в основе которого лежит технология Intel® [4].

Таким образом, разработка специальных заданий, предполагающих использование компьютерных технологий, при изучении дисциплин педагогического цикла способствует формированию информационной компетентности будущего учителя технологии, а именно:

– умений поиска и сохранения научно-педагогической информации в электронных научных библиотеках;

– умений анализа и обработки полученной информации;

– умений использовать стандартные офисные программы для решения профессиональных задач;

– умений использовать современные возможности информационно-коммуникационных технологий для общения и обсуждения профессиональных проблем.