Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
ГНПУ им. А. Довженка, г. Глухов, Украина
Одним из процессов, характеризующих современное общество, является его информатизация. Владение компьютерными технологиями сегодня относится к первейшим качествам, соизмеримыми с умениями читать и писать. В свою очередь информатизация общества практически невозможна без внедрения компьютерных технологий в систему образования. Важность данной проблемы усиливается её новизной. Возникнув несколько десятилетий назад, информатизация образования не может использовать исторический опыт развития педагогических явлений и процессов.
В этой связи решать проблемы формирования личности, свободно владеющей информационными технологиями невозможно без подготовки учителя, владеющего необходимыми компетентностями. В современном мире одним из составляющих компетентности учителя является информационная компетентность, в том числе и в сфере информационно-коммуникационных технологий [5, с. 321].
В современной педагогической науке нет единого подхода к определению категории «информационная компетентность» [2; 3]. О. Зайцева определяет данную категорию как сложное, индивидуально-психологическое новообразование на базе интеграции теоретических знаний, практических умений в сфере информационных технологий и определенного перечня личностных качеств; как новую грамотность, в состав которой входит умение активной самостоятельной обработки информации человеком, принятие принципиально важных решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств рассматривает А. Семенов; знания, умения, навыки и способность их использовать при решении заданий средствами новых информационных технологий – А. Завьялов.
Мы согласимся с мнением Б. Грудинина, определяющего информационную компетентность как «интегративное образование личности, отображающее её пригодность к определению информационных потребностей, поиска информации и эффективной работы с ними в любых её формах и проявлениях – как в печатной, так и в электронной». Она включает в себя три составляющие: информационную, компьютерную и процессуально-деятельную [3]. Их формирование происходит не только в процессе специальных занятий (информатика, новые информационные технологии и др.) но возможно и при изучении дисциплин педагогического цикла (педагогика, история педагогики, основы научно-педагогических исследований). Рассмотрим эти возможности более детально.
Для формирования информационной компетентности у будущих учителей технологии в процессе изучения педагогических дисциплин нами разработана система заданий, предусматривающих активное использование различных компьютерных средств как при поиске информации, так и при её обработке. Они охватывают подготовку к аудиторным занятиям, самостоятельную работу, индивидуальные творческие проекты по курсу.
Так, при подготовке к практическим занятиям студентам необходимо ознакомиться с публикациями в научных журналах с использованием электронных ресурсов Национальной библиотеки Украины имени Вернадского (www.nbuv.gov.ua), подготовить научные обзоры определенных педагогических проблем. Например, в курсе «Педагогика» это темы «Предмет и основные категории педагогики», «Система образования и воспитания Украины. Идеал воспитания», «Системы образования развитых стран мира» и др. Тематика научных обзоров может быть следующая: «Современные проблемы педагогической науки», «Компетентностный подход в образовании»; «Направления реформирования системы образования Украины»; «Отличия систем образования за рубежом»; «Цель воспитания в украинской национальной школе»; «Классики украинской педагогики ХХ столетия о цели воспитания»; «Инновационные формы обучения в украинской школе» и др. В процессе выполнения предложенных заданий студенты учатся использовать поисковые системы для поиска научной информации по ключевым словам, анализировать и обобщать полученную информацию, использовать компьютерные средства для создания тестовых документов, таблиц, графиков, презентаций.
Изучая курс «Основы научно-педагогических исследований», студенты используют стандартные компьютерные программы для обработки результатов исследований (расчет статистических показателей, построение графиков, обработка результатов анкетирования и др.). Например, при изучении темы «Использование методов математической статистики в исследованиях проблем педагогики и психологи» студентам предлагается использовать табличный процессор MS Excel, с целью определения достоверности в педагогических исследованиях различий совокупностей результатов с помощью метода χ2-критерия.
При изучении темы «Определения связей между явлениями» предлагается использовать MS Excel при расчете коэффициентов корреляции. Особенно важным является расчет рангового коэффициента корреляции (по Спирмену), как наиболее часто используемый в педагогических исследованиях. Для этого необходимо освоить создание формул с использованием промежуточных расчетов (ранжирование, определение разности рангов и др.). Это способствует практическому применению умений и навыков, полученных при изучении информатики в педагогической деятельности.
С целью формирования информационной компетентности в процессе индивидуальной работы нами использован метод проектов, в основе которого лежит технология Intel® [4].
Таким образом, разработка специальных заданий, предполагающих использование компьютерных технологий, при изучении дисциплин педагогического цикла способствует формированию информационной компетентности будущего учителя технологии, а именно:
– умений поиска и сохранения научно-педагогической информации в электронных научных библиотеках;
– умений анализа и обработки полученной информации;
– умений использовать стандартные офисные программы для решения профессиональных задач;
– умений использовать современные возможности информационно-коммуникационных технологий для общения и обсуждения профессиональных проблем.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.