logo
sbornik / Часть 1

Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.

АНОО ВПО ВЭПИ, г. Воронеж, Россия

Целью любой образовательной системы является обучение, воспитание и развитие личности, а ее показателем служит позитивный результат, который сегодня в профессиональном образовании рассматривается через качественную подготовку специалиста. Система профессионального образования не является исключением, а инновации являются неотъемлемой ее частью.

В настоящее время, в условиях реформирования отечественной системы образования, все большее значение имеют различные инновационные процессы.

Инновационная деятельность в широком смысле подразумевает ряд взаимосвязанных видов работ, комплекс которых гарантирует возникновение действительных инноваций. Можно сделать вывод, что «инновационное образование» на современном этапе – это образование, способное к саморазвитию, что приводит к совершенствованию всей системы образования, т. е. развивающее и развивающееся образование.

Для студента ВУЗа как будущего специалиста важны осознание необходимости развития и желание самосовершенствования и самореализации. Поэтому необходимость внедрения инновационных методов обучения является не только стимулом к повышению качества собственных знаний, но и максимизация собственной конкурентоспособности на рынке труда.

Для повышения эффективности обучения и заинтересованности студентов в получении профессиональных знаний в системе профессионального образования нами предлагается введение следующих компонентов на протяжении всего периода обучения (рисунок 1).

Начиная с первого курса, студентам предлагается вести дневник достижений, так называемое портфолио достижений. Этот способ позволяет анализировать деятельность студента в течение всего периода обучения. Конечно, базисным является традиционное обучение, однако, с применением компьютерных технологий (тестирование, различные тренажеры и пр.), позволяющее моделировать различные практические аспекты профессиональной деятельности. И, естественно, в заключение обучения происходит комплексная демонстрация студентом полученных умений и навыков на рабочем месте.

Рисунок 1. – Некоторые компоненты совершенствования обучения в системе профессионального образования

Отечественная система образования предполагает развитие у студентов, будущих специалистов, компетенций в области своей специальности (рисунок 2), являющихся фундаментом профессионализма и стимулом для дальнейшего совершенствования в своей профессии. Применение инновационных методов обучения при компетентностном подходе позволяет повысить качество знаний и заинтересованности студентов в обучении.

Рисунок 2. – Компетенции выпускника по направлению подготовки

Таким образом, инновационные технологии представляют собой систему методов, способов и приемов обучения, а также воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии студента в современных социокультурных условиях. Применение инновационных методов обучения в системе среднего профессионального образования является актуальным и перспективным направлением, особенно в условиях постоянного совершенствования и развития системы российского образования.