logo
sbornik / Часть 1

Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.

УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь

В 2012 году Министерством образования был издан приказ «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования І ступени», согласно которому большинство высших учебных заведений перешли на новые сроки обучения в 2013/2014 учебном году. Этот приказ затронул и специальности по техническому и обслуживающему труду. Срок обучения сократился на один год. Данное изменение требует внимательного рассмотрения методики преподавания ряда дисциплин. При сравнении количества часов лабораторных работ учебных программ по специальности, набор на которую закрыт («Технология. Информатика») и пришедшую ей на замену («Обслуживающий труд. Предпринимательство»), наблюдается увеличение количества аудиторных часов лабораторных работ на 25–146% (таблица).

Таблица – Изменение количества часов лабораторных работ из цикла специальных дисциплин

Название дисциплины

Специальность «Технология. Информатика», ч

Специальность «Обслуживающий труд. Предпринимательство», ч

Изменение, %

Технология швейного производства

140

174

25

Основы конструирования и моделирования одежды

90

116

29

Технология приготовления пищи

102

154

51

Декоративно-прикладное искусство

168

284

69

Эстетика быта

26

64

146

Данное увеличение часов открывает преподавателю новые возможности для совершенствования процесса обучения. Выпадает возможность применить практические умения и навыки по запланированным темам в большем объеме, сделать акцент на недостаточно усвоенных темах, ввести не изучаемые ранее, но актуальные на сегодняшний день разделы и темы, расширить перечень выполняемых студентами объектов труда, усложнить объекты труда, внедрить электронные образовательные продукты, содержащие в себе описание и наглядное изображение технологических процессов, которые сопровождаются аудио- и видеоматериалами, управляемые 3D-модели.

С быстротечным развитием современных информационных и промышленных технологий, расстояние между целесообразной материальной и духовной, эстетической, сторонами жизни молодежи увеличивается. Взгляд на окружающий мир современного школьника изменяется, он живет в среде знаков и символов, в мире электронной культуры. Поэтому актуальна проблема развития интереса у школьников к традиционным технологиям, которые основаны на ручном труде. Необходимо помнить, что мудрость традиционных технологий заключается в том, что они представляют собой своеобразный «мостик», связывающий людей с миром природы, с первозданным источником творчества, гармонии и красоты. В такой ситуации главная задача будущего учителя заключается в поиске путей, которые соединят нынешние технологии с традиционными. Решение этого вопроса видится в том, чтобы будущего учителя обслуживающего труда вооружить современными методиками и новейшими образовательными технологиями. Одной из подобных методик на сегодняшний день можно считать интеграцию информационных технологий в систему работы учителя технологии [1, c. 107].

Объединенное в одном электронном образовательном продукте изображений технологических процессов, готовых образцов и сопровождение их описанием в виде текстовой информации, графиками, таблицами, флеш-роликами, 3D-моделями, аудиофрагментами, видеоматериалами оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся, развивает и формирует чувство художественного вкуса и дает возможность приобретать познания в области культуры, декоративно-прикладного искусства и технологий как современных, так и традиционных. Кроме большого количества иллюстрированного и наглядного материала, эффективной проверки и оценки знаний, к ним можно причислить и разнообразие организационных форм в работе учащихся, применяемых методических приемов в работе учителя. Компьютерные программы с видеосюжетами и возможностью непосредственного «управления» технологическими процессами, схемами, подвижными и изменяющимися в результате графиками – дополнительное средство развития образного мышления, с возможностью проводить эксперименты в компьютерной среде по разработке того или иного объекта труда, поиском наилучшего варианта исполнения по технике, цветовому решению, материалам, формам и т.д.

Применение информационных технологий в данной образовательной сфере поможет будущему учителю обслуживающего труда повысить мотивацию обучения школьников традиционным технологиям и приведет к целому ряду положительных результатов [2, c. 84]:

В современной школе компьютер не решает всех проблем, он продолжает оставаться многофункциональным техническим средством обучения. Технологии обучения с правильно подобранными информационными средствами и разработками содействуют развитию заинтересованности у школьников к изучению обслуживающего труда, способны организовать необходимый уровень качества подготовки, вариативности и индивидуализации будущего учителя трудового обучения.