Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь
В 2012 году Министерством образования был издан приказ «О переходе на дифференцированные сроки получения высшего образования І ступени», согласно которому большинство высших учебных заведений перешли на новые сроки обучения в 2013/2014 учебном году. Этот приказ затронул и специальности по техническому и обслуживающему труду. Срок обучения сократился на один год. Данное изменение требует внимательного рассмотрения методики преподавания ряда дисциплин. При сравнении количества часов лабораторных работ учебных программ по специальности, набор на которую закрыт («Технология. Информатика») и пришедшую ей на замену («Обслуживающий труд. Предпринимательство»), наблюдается увеличение количества аудиторных часов лабораторных работ на 25–146% (таблица).
Таблица – Изменение количества часов лабораторных работ из цикла специальных дисциплин
Название дисциплины | Специальность «Технология. Информатика», ч | Специальность «Обслуживающий труд. Предпринимательство», ч | Изменение, % |
Технология швейного производства | 140 | 174 | 25 |
Основы конструирования и моделирования одежды | 90 | 116 | 29 |
Технология приготовления пищи | 102 | 154 | 51 |
Декоративно-прикладное искусство | 168 | 284 | 69 |
Эстетика быта | 26 | 64 | 146 |
Данное увеличение часов открывает преподавателю новые возможности для совершенствования процесса обучения. Выпадает возможность применить практические умения и навыки по запланированным темам в большем объеме, сделать акцент на недостаточно усвоенных темах, ввести не изучаемые ранее, но актуальные на сегодняшний день разделы и темы, расширить перечень выполняемых студентами объектов труда, усложнить объекты труда, внедрить электронные образовательные продукты, содержащие в себе описание и наглядное изображение технологических процессов, которые сопровождаются аудио- и видеоматериалами, управляемые 3D-модели.
С быстротечным развитием современных информационных и промышленных технологий, расстояние между целесообразной материальной и духовной, эстетической, сторонами жизни молодежи увеличивается. Взгляд на окружающий мир современного школьника изменяется, он живет в среде знаков и символов, в мире электронной культуры. Поэтому актуальна проблема развития интереса у школьников к традиционным технологиям, которые основаны на ручном труде. Необходимо помнить, что мудрость традиционных технологий заключается в том, что они представляют собой своеобразный «мостик», связывающий людей с миром природы, с первозданным источником творчества, гармонии и красоты. В такой ситуации главная задача будущего учителя заключается в поиске путей, которые соединят нынешние технологии с традиционными. Решение этого вопроса видится в том, чтобы будущего учителя обслуживающего труда вооружить современными методиками и новейшими образовательными технологиями. Одной из подобных методик на сегодняшний день можно считать интеграцию информационных технологий в систему работы учителя технологии [1, c. 107].
Объединенное в одном электронном образовательном продукте изображений технологических процессов, готовых образцов и сопровождение их описанием в виде текстовой информации, графиками, таблицами, флеш-роликами, 3D-моделями, аудиофрагментами, видеоматериалами оказывает значительное эмоциональное воздействие на учащихся, развивает и формирует чувство художественного вкуса и дает возможность приобретать познания в области культуры, декоративно-прикладного искусства и технологий как современных, так и традиционных. Кроме большого количества иллюстрированного и наглядного материала, эффективной проверки и оценки знаний, к ним можно причислить и разнообразие организационных форм в работе учащихся, применяемых методических приемов в работе учителя. Компьютерные программы с видеосюжетами и возможностью непосредственного «управления» технологическими процессами, схемами, подвижными и изменяющимися в результате графиками – дополнительное средство развития образного мышления, с возможностью проводить эксперименты в компьютерной среде по разработке того или иного объекта труда, поиском наилучшего варианта исполнения по технике, цветовому решению, материалам, формам и т.д.
Применение информационных технологий в данной образовательной сфере поможет будущему учителю обслуживающего труда повысить мотивацию обучения школьников традиционным технологиям и приведет к целому ряду положительных результатов [2, c. 84]:
психологически облегчается процесс усвоения материала современного школьника;
возбуждается оживленный интерес и внимание к предмету познания;
расширяется общий кругозор учащихся;
повышается степень применения принципа наглядности на занятии;
увеличивается продуктивность труда учителя и учащихся на занятии.
В современной школе компьютер не решает всех проблем, он продолжает оставаться многофункциональным техническим средством обучения. Технологии обучения с правильно подобранными информационными средствами и разработками содействуют развитию заинтересованности у школьников к изучению обслуживающего труда, способны организовать необходимый уровень качества подготовки, вариативности и индивидуализации будущего учителя трудового обучения.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.