Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь
Постоянное реформирование системы образования, и высшего в частности, сделали последнее настолько доступным, что превратили его, практически, во всеобщее. Переход высшего образования на двухуровневое требует коренного пересмотра всей методической базы, т.к. на первом уровне определяющими являются навыки и умения, а не знания. Происходит уплотнение родственных дисциплин в блоки и модули, при этом, зачастую, с существенным уменьшением отводимых для изучения учебной дисциплины академических часов. В такой ситуации может быть востребован, как методический прием, метод инверсии.
Метод инверсии основан на изменении установившегося, традиционного порядка построения учебной дисциплины либо ее части. Основная цель изучения инженерной графики – развитие пространственного представления и конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм. Наиболее наглядно метод инверсии иллюстрируется в практике конструирования, в этом случае он воспринимается как метод обращения функций, форм и расположения деталей в сборочной единице. В узлах иногда бывает выгодным поменять детали ролями, например, ведущую деталь сделать ведомой, направляющую – направляемой, охватывающую – охватываемой, неподвижную – подвижной и при этом конструкция каждый раз приобретает новые свойства [1].
В учебном процессе метод инверсии дает наибольший эффект в том случае, когда комплексная учебная дисциплина читается в одном семестре, и при этом параллельно, по мере усвоения материала, студенты выполняют курсовую работу или курсовой проект. Примерами таких учебных дисциплин могут служить “Прикладная механика”, “Техническая механика” и др. Традиционное построение курса (теоретическая механика → сопротивление материалов → детали машин) в этом случае не позволит обучающимся успешно выполнить курсовой проект по деталям машин в рамках данной учебной дисциплины в этом же семестре. Метод инверсии позволят так построить учебный материал, что на первое место будет выходить раздел детали машин с включением в него основных положений, законов и правил теоретической механики и сопротивления материалов, необходимых для понимания задач проектирования и выполнения расчетов.
Один из способов реализации инверсионного подхода заключается в следующем: не изменяя общей структуры учебного плана на предмет состава дисциплин, изменяем порядок следования разделов в структуре одной дисциплины.
В качестве примера рассмотрим изучение дисциплины «Инженерная графика» студентами машиностроительных факультетов вузов. Указанная дисциплина изучается в течение четырех семестров, на первый из которых выносится рассмотрение раздела «Начертательная геометрия». Последующие разделы «Проекционное черчение», «Машиностроительное черчение», «Компьютерная графика и моделирование» изучаются последовательно, как правило, позже, но могут изучаться и параллельно с начертательной геометрией.
Первокурсники, приходя на первые занятия, сталкиваются с новым, зачастую абсолютно непонятным материалом начертательной геометрии, что негативно отражается на учебной мотивации студентов и результатах сдачи ими расчетно-графических работ и экзамена. Такое отрицательное восприятие раздела «Начертательная геометрия» автоматически переносится и на остальные разделы инженерной графики, приводя к аналогичным последствиям. С другой стороны раздел «Проекционное черчение», изучаемый во втором семестре, отчасти знаком студентам из курса средней школы, хотя и в какой-то степени забыт за два года, так как курс «Черчение» изучается в 9 классе. Знания, полученные в школе, конечно, могут быть основой изучения и начертательной геометрии в вузе, но раздел «Проекционное черчение» послужит логическим продолжением школьного курса и позволит повторить материал, изученный в школе. Поэтому целесообразно пересмотреть и скорректировать структуру и содержание инженерной графики, в частности первых разделов «Начертательная геометрия» и «Проекционное черчение», для того, чтобы заложить прочную основу знаний и умений для последующего изучения остальных разделов дисциплины «Инженерная графика», а также специальных дисциплин.
В подтверждение сказанному, рассматривая структуру классического школьного учебника [2] и календарно-тематических планов по предмету «Черчение» для школы, можно отметить, что изучение тем проекционного черчения предваряет прохождение начертательной геометрии.
На основании вышеизложенного, в ходе педагогического эксперимента был использован инверсионный метод, заключающийся в переносе раздела «Начертательная геометрия» с первого семестра на второй, а раздела «Проекционное черчение» на первый семестр с корректировкой структуры внутри каждого из разделов.
Первичные результаты проведения педагогического эксперимента показали, что использование инверсионного подхода в практике преподавания дисциплины «Инженерная графика» позволяет:
сохранить логическую последовательность изучения дисциплины от школы к ВУЗу;
сформировать у студентов положительное восприятие графических дисциплин при изучении в первом семестре проекционного черчения, знакомого со школы;
облегчить восприятие студентами учебного материала, т.к. проекционное черчение является логическим продолжением школьного курса черчения;
перенести новый материал начертательной геометрии с периода адаптации студентов (первый семестр первого года обучения) на второй семестр.
Применение метода инверсии позволило структурировать материал учебной дисциплины “Инженерная графика” таким образом, что изучение начертательной геометрии, как наиболее сложной для восприятия и освоения, стало более привлекательно и эффективно.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.