logo
sbornik / Часть 1

Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.

УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь

Постоянное реформирование системы образования, и высшего в частности, сделали последнее настолько доступным, что превратили его, практически, во всеобщее. Переход высшего образования на двухуровневое требует коренного пересмотра всей методической базы, т.к. на первом уровне определяющими являются навыки и умения, а не знания. Происходит уплотнение родственных дисциплин в блоки и модули, при этом, зачастую, с существенным уменьшением отводимых для изучения учебной дисциплины академических часов. В такой ситуации может быть востребован, как методический прием, метод инверсии.

Метод инверсии основан на изменении установившегося, традиционного порядка построения учебной дисциплины либо ее части. Основная цель изучения инженерной графики – развитие пространственного представления и конструктивно-геометрического мышления, способностей к анализу и синтезу пространственных форм. Наиболее наглядно метод инверсии иллюстрируется в практике конструирования, в этом случае он воспринимается как метод обращения функций, форм и расположения деталей в сборочной единице. В узлах иногда бывает выгодным поменять детали ролями, например, ведущую деталь сделать ведомой, направляющую – направляемой, охватывающую – охватываемой, неподвижную – подвижной и при этом конструкция каждый раз приобретает новые свойства [1].

В учебном процессе метод инверсии дает наибольший эффект в том случае, когда комплексная учебная дисциплина читается в одном семестре, и при этом параллельно, по мере усвоения материала, студенты выполняют курсовую работу или курсовой проект. Примерами таких учебных дисциплин могут служить “Прикладная механика”, “Техническая механика” и др. Традиционное построение курса (теоретическая механика → сопротивление материалов → детали машин) в этом случае не позволит обучающимся успешно выполнить курсовой проект по деталям машин в рамках данной учебной дисциплины в этом же семестре. Метод инверсии позволят так построить учебный материал, что на первое место будет выходить раздел детали машин с включением в него основных положений, законов и правил теоретической механики и сопротивления материалов, необходимых для понимания задач проектирования и выполнения расчетов.

Один из способов реализации инверсионного подхода заключается в следующем: не изменяя общей структуры учебного плана на предмет состава дисциплин, изменяем порядок следования разделов в структуре одной дисциплины.

В качестве примера рассмотрим изучение дисциплины «Инженерная графика» студентами машиностроительных факультетов вузов. Указанная дисциплина изучается в течение четырех семестров, на первый из которых выносится рассмотрение раздела «Начертательная геометрия». Последующие разделы «Проекционное черчение», «Машиностроительное черчение», «Компьютерная графика и моделирование» изучаются последовательно, как правило, позже, но могут изучаться и параллельно с начертательной геометрией.

Первокурсники, приходя на первые занятия, сталкиваются с новым, зачастую абсолютно непонятным материалом начертательной геометрии, что негативно отражается на учебной мотивации студентов и результатах сдачи ими расчетно-графических работ и экзамена. Такое отрицательное восприятие раздела «Начертательная геометрия» автоматически переносится и на остальные разделы инженерной графики, приводя к аналогичным последствиям. С другой стороны раздел «Проекционное черчение», изучаемый во втором семестре, отчасти знаком студентам из курса средней школы, хотя и в какой-то степени забыт за два года, так как курс «Черчение» изучается в 9 классе. Знания, полученные в школе, конечно, могут быть основой изучения и начертательной геометрии в вузе, но раздел «Проекционное черчение» послужит логическим продолжением школьного курса и позволит повторить материал, изученный в школе. Поэтому целесообразно пересмотреть и скорректировать структуру и содержание инженерной графики, в частности первых разделов «Начертательная геометрия» и «Проекционное черчение», для того, чтобы заложить прочную основу знаний и умений для последующего изучения остальных разделов дисциплины «Инженерная графика», а также специальных дисциплин.

В подтверждение сказанному, рассматривая структуру классического школьного учебника [2] и календарно-тематических планов по предмету «Черчение» для школы, можно отметить, что изучение тем проекционного черчения предваряет прохождение начертательной геометрии.

На основании вышеизложенного, в ходе педагогического эксперимента был использован инверсионный метод, заключающийся в переносе раздела «Начертательная геометрия» с первого семестра на второй, а раздела «Проекционное черчение» на первый семестр с корректировкой структуры внутри каждого из разделов.

Первичные результаты проведения педагогического эксперимента показали, что использование инверсионного подхода в практике преподавания дисциплины «Инженерная графика» позволяет:

Применение метода инверсии позволило структурировать материал учебной дисциплины “Инженерная графика” таким образом, что изучение начертательной геометрии, как наиболее сложной для восприятия и освоения, стало более привлекательно и эффективно.