logo
sbornik / Часть 1

Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Одной из важнейших задач нашего общества является воспитание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. В процессе обучения в образовательных учреждениях учащиеся должны овладеть теоретическими знаниями, сформировать практические умения и навыки, необходимые для последующего выполнения различных видов трудовой деятельности.

Накопленный опыт трудового обучения учащихся, созданная материально-техническая база и подготовленные педагогические кадры обеспечивают возможность развития на более высоком уровне содержания учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь, который в системе общего среднего образования представляет важнейшую составляющую общественной практики.

На занятиях по трудовому обучению создаются условия для формирования всесторонне развитой, активной, творческой и нравственной личности. Привлечение учащихся к различным видам трудовой деятельности позволяет передать накопленный опыт предыдущих поколений по обработке материалов, приготовлению пищи, в области технического и художественного творчества, декоративно-прикладного искусства, а также способствует социальному становлению личности.

В настоящее время учебный предмет «Трудовое обучение» должен по-новому качественно решать проблемы трудовой подготовки учащихся, направленной на обучение, воспитание и развитие личности будущего выпускника как гражданина-труженика, формирование его ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций и компетенций личностного самосовершенствования в репродуктивной и творческой трудовой деятельности.

Теоретико-методологические основы содержания учебного предмета «Трудовое обучение» базируются на комплексном использовании системного, деятельностного, личностно-ориентированного, культурологического и компетентностного подходов.

Системный подход создает основу для успешного усвоения обучающимися системы новых знаний, умений и навыков, видов и способов деятельности, обеспечивая достижение планируемых результатов.

Деятельностный подход направлен на развитие умений и навыков учащегося, применение полученных знаний в практических ситуациях, поиск путей интеграции в социокультурной среде.

Личностно-ориентированный подход позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий и способов деятельности создавать условия для саморазвития и самообучения учащихся, осмысленного определения их возможностей и жизненных целей, развития неповторимой индивидуальности.

Культурологический подход предполагает развитие общей культуры и творческих способностей учащихся.

Компетентностный подход ориентирован на формирование ключевых и предметных компетенций учащихся, развитие у них способности решать различные жизненные вопросы на основе использования приобретенных знаний, адаптироваться в социальных обстоятельствах.

В дидактике рассматриваются принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Но каждый предмет имеет свои отличительные особенности, оказывающие влияние на используемые принципы изучения. Принципы трудового обучения сформулированы на основе обобщения результатов научных исследований и передового педагогического опыта. К ним относятся принципы:

– систематичности и последовательности в обучении;

– единства обучения, развития и воспитания;

– проблемности в обучении;

– сознательности и активности учащихся в обучении;

– доступности и посильности в обучении;

– научности в обучении;

– связи теории с практикой в обучении;

– наглядности в обучении;

– прочности усвоения учащимися знаний, умений и навыков;

– творческого развития и профессионального самоопределения учащихся.

Все принципы трудового обучения взаимосвязаны друг с другом в образовательном процессе.

На современном этапе развития общего среднего образования происходит переориентация оценки результатов трудового обучения учащихся с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.

К особенностям применения компетентностного подхода в процессе трудового обучения учащихся относятся:

1. Развитие у учащихся способности самостоятельно принимать решения на основе полученного опыта.

2. Создание условий для формирования у учащихся практического опыта самостоятельного решения поставленных задач.

3. Оценка результатов трудового обучения, основанная на анализе уровня образованности, достигнутого учащимися, т. е. на уровне его компетенций.

Таким образом, полученные знания в трудовом обучении учащихся перестают играть определяющую роль. Главной задачей становится обучение учащихся применению полученных знаний для решения различных практических задач.

Обновление содержания методики преподавания учебного предмета с позиций компетентностного подхода предусматривает:

– усиление практикоориентированной направленности образования, т. е. оптимальное сочетание фундаментальных и практических знаний;

– расширение спектра методов трудового обучения путем включения методов, ориентированных на формирование практических умений анализа информации, самообучение;

– использование интерактивных форм обучения, стимулирование самостоятельности учащихся, формирование опыта осознанного выбора, ответственной деятельности, самоорганизации, самооценки и становления созидательных ценностных ориентаций.

В процессе трудового обучения учащиеся должны получить подготовку, которая обеспечит в будущем их готовность жить и действовать в мире современных технологий, выполнять главные роли в жизни каждого человека: быть гражданином, работником (специалистом), хозяином (хозяйкой).

Основной целью учебного предмета «Трудовое обучение» является формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций; развитие общетрудовых и конструкторско-технологических знаний, умений и навыков; готовности к профессиональному самоопределению; освоение опыта хозяйственно-бытовой деятельности и ремонтных работ в быту, способствующих лучшей социализации личности учащихся.

Реализация этой цели предполагает решение ряда задач:

– формирование знаний, умений и навыков работы в различных сферах трудовой деятельности; основ графической и технологической грамотности; практических умений ведения домашнего хозяйства, выполнения ремонтных работ в быту; навыков безопасных приёмов труда;

– формирование ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых компетенций;

– развитие познавательных интересов, творческих, конструкторских способностей, технического и художественного мышления, коммуникативных умений в процессе выполнения различных видов деятельности;

– воспитание трудолюбия, культуры труда, коллективизма, инициативности и самостоятельности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, уважения к мастерству; формирование ценностного отношения к культурным традициям.

В основе содержания учебного предмета «Трудовое обучение» заложены следующие виды деятельности учащихся: репродуктивная, продуктивная, частично-поисковая, исследовательская и творческая.

В процессе реализации образовательных программ общего среднего образования при изучении учебного предмета «Трудовое обучение» класс разделяется на две группы (юноши, девушки) вне зависимости от его наполняемости. Содержание образовательной программы в 5–9 классах отражено в двух направлениях учебного предмета «Трудовое обучение» – это технический труд и обслуживающий труд.

Направление «Технический труд» состоит из двух содержательных линий: «Обработка конструкционных материалов» (обработка древесины, обработка металлов, ремонтные работы в быту); «Техническое и художественное творчество» (техническое творчество, художественная обработка материалов). Содержательная линия «Обработка конструкционных материалов» является инвариантной частью учебной программы. Изучение содержательной линии «Техническое и художественное творчество» осуществляется по инвариантной (теоретические сведения) и вариативной (практические задания) частям с учётом уровня профессионально-педагогической и специальной подготовки учителя, состояния материально-технической базы мастерских, местных условий и традиций региона, а также пожеланий учащихся.

Направление «Обслуживающий труд» состоит из инвариантной (включает содержательные линии: основы приготовления пищи, обработка текстильных материалов, основы домоводства; основы выращивания растений) и вариативной части. Вариативная часть охватывает различные виды декоративно-прикладного творчества и направлена главным образом на ознакомление и приобщение учащихся к творчеству народных мастеров.

Изучение содержательной линии «Основы выращивания растений» организуется в учреждениях общего среднего образования, имеющих учебно-опытные участки, независимо от их территориального расположения.

Таким образом, эффективная реализация содержания учебного предмета «Трудовое обучение» в Республике Беларусь возможна при наличии соответствующей современной учебно-методической и материально-технической базы, а также при условии, когда учитель переводит трудовое обучение учащихся с уровня информирования на уровень управления их учебной деятельностью, осуществляя переход от знаниевой парадигмы к компетентностной.