logo
sbornik / Часть 1

Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.

МАОУ Гимназия № 1, г. Брянск, Россия

Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию. Гендерное воспитание и обучение в школе – это процесс воздействия системы образования на мальчиков и девочек, учитывающий их различия, обусловленные половой принадлежностью, и направленный таким образом, чтобы они усвоили и были готовы к выполнению принятых в данной социокультурной среде гендерных норм и ценностей, модели мужского и женского поведения.

С позиции социализации учащихся образовательная область «Технология» занимает ключевое место в системе общего образования. В этом отношении предмет «Технология» является очень показательным. Этот предмет пришел на смену трудовому обучению. На данный момент образовательная область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, ведении домашнего хозяйства, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности, содействует развитию творческого мышления обучающихся.

В последнее время урок технологии (в прошлом трудовое обучение) существенно трансформировался. Изначально в гимназии девочек и мальчиков обучали отдельно, то теперь у нас неделимые классы. С одной стороны, благодаря этому у учителя появились новые возможности по обучению своих воспитанников, с другой – выявился целый ряд трудностей. Вот об этом бы мне хотелось рассказать в своей статье и поделиться своим опытом работы в неделимых классах.

В неделимых классах сложнее учитывать различия в строении мозга мальчиков и девочек, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях, которые предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию. Данные исследований подтверждают различия между полами не только на физическом, но и на психологическом, когнитивном, поведенческом уровнях.

Психологи выделяют следующие условные различия между мальчиками и девочками. У девочек более развито левое полушарие, обеспечивающее регуляцию речи и письма, преимущественно долговременная память, наглядно-образное мышление, адаптация к среде проходит через переживания, иногда через эмоциональные срывы, девочки легче переносят эмоциональный стресс, упор делают на испытываемые чувства и переживания, склонны к алгоритму – выполнению действия по шаблону, более послушны и приветливы, но скрытны.

У мальчиков более развито правое полушарие, отвечающее за распознавание и анализ зрительных образов, форм и структур предметов. Они имеют преимущественно кратковременную память, обладают абстрактным мышлением, легко адаптируются к окружающей среде, с трудом переносят стресс, самооценка объективна, более оптимистичны, открыты. У мальчиков наблюдается низкая способность демонстрировать социально одобряемые формы поведения.

Анализ учебных программ для неделимых классов различных авторов показал наличие в них схожих учебных блоков: культура питания, материаловедение, машиноведение, бытовая техника, чертежная графика, декоративная обработка древесины.

Блок по культуре питания самый любимый блок у детей. Во время практической работы происходит разделение труда как в семье, между мужчиной и женщиной, что положительно сказывается на формировании половых ролей в дальнейшей жизни. Следующий этап практической работы – это дегустация, в процессе которой дети учатся сервировке стола, правилам этикета и поведения за столом, что положительно отражается на взаимоотношениях полов.

Вместе с тем по завершению блока «Кулинария» на уроке технологии традиционно проводится «Кулинарный поединок», который вызывает сильный энтузиазм как традиционно у представительниц прекрасного пола, так и у сильной половины человечества. Интереснее всего, когда соревнуются чисто женская и чисто мужская команды, по статистике чаще побеждает мужская команда. Стоит отметить, что девочки более аккуратны, а мальчики изобретательнее.

Блок материаловедение очень большой. Чаще всего я провожу исследовательские работы в малых смешанных группах и парах. Например, «Сравнить строение древесины и льна, найти общие и  отличные черты». После этого предлагаю ребятам изготовить изделие из срезов веток и сучков, аппликацию из кусочков ткани. Свойства сталей мы изучаем на примере тонколистового металла. Сохраняя все основные свойства стали, жесть легко обрабатывается и позволяет проявить творческие способности как мальчикам, так и девочкам. В целом, мальчики выполняют работу быстрее девочек, а  девочки тщательнее, поэтому учителю необходимо озаботиться подготовкой дополнительной нагрузки для мальчиков к урокам (карточки, таблицы для анализа, схемы и пр.)

Один из самых сложных разделов – это машиноведение. У нас в гимназии нет деревообрабатывающих и металлообрабатывающих станков, есть только швейные машинки. Устройство и принцип работы швейной машинки можно изучить наглядно, а станки только на схемах. Провожу исследовательские работы, например, «Общие части швейных машин и металлообрабатывающих станков», используя схемы устройств и презентации, подготовленные ребятами. Это можно сделать и в виде соревнования «Кто найдет больше одинаковых деталей?» (корпус, двигатель, оси, валы, шестерни и т.п.). Формирование групп варьирую: только из девочек, только из мальчиков, совместные. На мой взгляд, хорошие результаты дают совместные, т.к. мальчики более склонны к диалогово-дискуссионной деятельности, а девочки лучше анализируют, четче формируют речь и письмо, хорошо работают по алгоритму и шаблонам.

Также неплохо воспринимают и девочки, и мальчики блок «Уход за одеждой и ее ремонт». Они учатся пришивать пуговицы, правильно гладить сорочки, брюки, завязывать галстук. Мальчишки лучше утюжат брюки, а у девочек лучше получается гладить сорочки. Этот блок активно поддерживается родителями, т.к. они считают его очень полезным в будущей жизни, а в связи со своей сильной занятостью они не всегда находят время обучить этим простым умениям своих детей.

В блоке по бытовой технике проводиться больше практических работ по мелкому ремонту. Замена вилки, розетки, шнура питания. Ребята всегда считались «главными специалистами» в этих вопросах и им просто необходимо это уметь делать, но, в свою очередь, девочки с большим удовольствием занимаются этой работой, а мальчики активно им помогают. Это поможет легче находить взаимопонимание в будущей семейной жизни.

В школьной программе нет такой темы, как «Ремонт в квартире». Между тем эта область носит очень высокий практический характер. Сейчас существует множество материалов для отделки, средств по их нанесению, креплению или фиксации. Да и самих стилей и способов создания интерьера великое множество. Все это дает широкие возможности для организации творческой и практической деятельности учащихся на занятиях. Например, практическая работа «Расчет необходимых материалов для ремонта». Мальчики и девочки охотно считают необходимое количество обоев, клея, в зависимости от квадратуры жилья составляют каталог обоев.

Блок «Творческие проекты» позволяет ребятам проявить все свои лучшие качества и способности, а также узнать много нового в интересующей их области. В то же время возможность ошибок учителя в подаче материала, связанных с особенностями восприятия и работоспособности мальчиков и девочек, сведена к минимуму. В работу над некоторыми темами включаются как мальчики, так и девочки. Во время работы они обмениваются своими наработками и нередко возникают даже совместные проекты.