logo
sbornik / Часть 1

Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.

ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия

Современный этап развития трудового обучения характеризуется использованием разнообразных технологий преобразования материалов, тесной связью теоретического обучения с приобретением практического опыта деятельности, широким спектром применения форм его организации и пр. Все большее внимание уделяется трудовому воспитанию выпускника школы с целью его скорейшей адаптации в трудовой сфере, экономике, производстве. В связи с этим видится целесообразным формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности, организуемой в школе.

Процесс формирования предприимчивости обучающихся представляет собой последовательность его этапов, частей, занятий во взаимосвязи с организованной предпринимательской деятельностью.

Роль руководителя предпринимательской деятельности призван исполнять учитель технологии. Его функции меняются по мере реализации процесса формирования предприимчивости. Если в начале процесса – это в большей степени организаторская функция, то на втором этапе – управленческая, на третьем – контролирующая, на четвертом – консультационная.

На первом этапе необходимо дать обучающимся представление о роли и значении предприимчивости в развитии личности и общества в целом; раскрыть важность умения общаться и способствовать формированию данного умения на начальном этапе; сформировать положительную мотивацию к активной познавательной и практической деятельности в области предпринимательства; сформировать способность определять и формулировать проблему, выявлять причины ее возникновения и предлагать варианты ее разрешения по предложенному образцу (алгоритму); способствовать проявлению исполнительской инициативы в принимаемых решениях; раскрыть важность умения постановки четких целей и способности следовать им. Решению этих задач способствует вовлечение учащихся в процесс разработки предпринимательских идей, организации предпринимательской деятельности. С этой целью могут быть использованы имитационные методы активного обучения: анализ конкретных производственно-экономических ситуаций, имитационные упражнения. Подкрепление данных средств осуществляется такими приемами, как замена монологических методов предъявления информации диалоговыми формами общения, мозговая атака, организация дискуссий, приемы вопросов-ответов, свободных ассоциаций, системного анализа и т.п.

На втором этапе процесса важно сформировать умения самостоятельно ставить стратегически важные цели; научить выделять главное и второстепенное при анализе проблемных ситуаций, самостоятельно намечать план ее разрешения; развивать способность преодолевать трудности при достижении намеченной цели; научить принимать решение, частично перестраивая исходные компоненты проблемной ситуации; сформировать способность принимать решения, сопряженные с риском. Решение этих задач происходит путем вовлечения обучающихся в реальные предпринимательские отношения: изучение спроса и предложения, определение товара или услуги, выявление потенциальных конкурентов, привлечение спонсоров, средств для начала ведения предпринимательской деятельности и т.п. Таким образом осуществляется совершенствование системы средств, в которую вновь включаются активные методы обучения (анализ конкретных производственно-экономических ситуаций, имитационные упражнения), но наполняются иным, включающим личностный смысл, содержанием. Предложенные средства для решения задач второго этапа дополняются учебными ролевыми играми, занимающими ведущее место в социальном формировании человека как субъекта познания и деятельности. Школьное предпринимательство должно быть организовано на принципах самоуправления предпринимательских групп, когда создаются условия для совершенствования знаний в предпринимательском деле, благоприятная производственная атмосфера, соблюдаются основные правила делового общения.

На третьем этапе следует развивать умение общаться, используя этику делового общения; способствовать становлению умения применять новое знание в необычной нестандартной ситуации; стимулировать развитие способности совершать поисковую деятельность в процессе принятия решения; способствовать проявлению активности при решении проблемных ситуаций; научить подвергать всестороннему, глубокому анализу условия и причины возникновения проблемы. Эти задачи этапа успешно реализуются, если старшеклассники активно вовлекаются в систему деятельности, максимально соответствующую деятельности молодого человека, успешно адаптирующегося в новых социально-экономических условиях. В связи с этим старшеклассники включаются в разработку рациональной технологии производства товара или оказания услуги, организуют самоуправление предпринимательских групп, просчитывают рентабельность производства, производят необходимые экономические расчеты. Требованию к подготовке старшеклассников к жизни в условиях рынка наиболее полно отвечает (после предпринимательской) имитационная деятельность в деловых играх. На третьем этапе используются и другие методы активного обучения: анализ конкретных ситуаций, имитационные тренинги и упражнения, тематические дискуссии и т.п.

На четвертом этапе нужно научить учащихся определять общие закономерности и принципы разрешения проблемных ситуаций; способствовать формированию умения осуществлять поисковую деятельность в процессе принятия решения; вырабатывать умения действовать нестандартно, рационально в процессе выработки и принятия оптимального решения; научить решительно действовать в условиях неопределенности информации и проявлять терпимость к неясности ситуации; способствовать становлению умения прогнозировать промежуточные и конечные результаты. Решение данных задач происходит в процессе организации проектного метода обучения, выступающего как одно из наиболее эффективных средств вовлечения учащихся в разностороннюю формирующую деятельность. Данное обстоятельство позволяет системно воздействовать на личность старшеклассников, актуализируя и закрепляя сформированные компоненты предприимчивости на предыдущих этапах процесса, что, в свою очередь способствует повышению степени его целостности.

Наличие в предпринимательской деятельности обучающихся учебного, трудового, игрового, организаторского, профессионального, управленческого, исполнительского, коммуникативного, исследовательского и других компонентов позволяет обеспечить учащимся целостное видение производственно-экономической ситуации. Ее существенной характеристикой является экономическая свобода, то есть возможность самостоятельно принимать решения по поиску и выбору формы, вида и сферы хозяйственной активности, методов ее осуществления, использованию продукта и дохода, ею приносимого. Указанные условия участия обучающихся в предпринимательской деятельности, по нашему мнению, могут обогатить процесс формирования предприимчивой личности.