logo
sbornik / Часть 1

Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.

БГУ, г. Улан-Удэ, Россия

В настоящее время одной из задач основной школы является подготовка компетентного, конкурентоспособного выпускника в условиях динамично меняющейся школы, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Для этого учащиеся должны обладать соответствующей технологической подготовкой, в том числе технологическими умениями. Мы рассматриваем «технологические умения» как:

– совокупность действий, направленных на овладение наилучших способов преобразования материалов, заготовок, информации по плану человека;

– способность производить материальные и духовные ценности, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса.

Формирование технологических умений возможно и необходимо начинать у детей в начальных классах на всех этапах технологической деятельности – организационной, исполнительной, контрольно-оценочной.

В «Дидактике технологического образования» П.Р. Атутова поставлена задача формирования у учащихся политехнических, трудовых, технологических и дизайнерских умений. Особое внимание уделяется формированию технологических умений [1].

В соответствии с ФГОС компонентами технологических умений являются следующие:

• выделение ориентиров – создание точного представления о выполнении предстоящих операций с конкретизацией умений анализировать образец изделия или процесс изготовления изделия, планировать этапы практической работы, организовать рабочее место;

• разработка метода осуществления технологических операций (разработка технической документации: чертежей, схем, технологических карт и маршрутов и т. д.);

• моделирование предстоящих действий – умение кодировать информацию через построение наглядной модели алгоритма выполнения действия, выполнить описание, рассказ, инструктирование, показ; исполнительный компонент;

• умение выполнять практические движения, действия и операции с помощью средств труда;

• контроль за выполнением осуществляемых действий и коррекция движений и действий;

• оценка результатов труда.

Содержание компонентов технологических умений показывает, что формирование данных умений у младших школьников может происходить на уроках по разным дисциплинам, в том числе и математики.

Например, одной из тем уроков технологии является «Конструирование из бумаги». Умения конструировать из бумаги учащиеся могут закрепить на уроках математики при изучении пространственных фигур. Рассмотрим этапы формирования компонентов технологических умений при конструировании куба:

Содержание компонентов технологических умений

Конструирование куба

1.

Выделение ориентиров

Рассмотрение предмета, имеющего форму куба (к примеру кубика Рубика) или образца куба, выделить части:

6 граней в форме квадратов, 8 вершин, 12 рёбер. Отбор нужного материала (бумаги). 

2.

Разработка метода осуществления технологических операций

Планирование, разработка технической документации:

развёртки куба.

– Какова общая длина развёртки?

– Какова общая ширина развёртки?

– Каковы размеры каждой грани куба по длине развёртки?

– Каковы размеры каждой грани куба по ширине развёртки?

– Каковы размеры соединительных клапанов по ширине развёртки?

– Вспомните, с чего мы начинаем выполнение разметки детали с опорой на чертёж. (С построения прямоугольника по габаритным размерам.)

3.

Моделирование предстоящих действий

Повторяется значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей длины (ОД) развёртки.

Делается запись: ОД = 250.

– Назовите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей ширины (ОШ) развёртки.

Делается запись: ОШ = 180.

– Из каких размеров складывается общая длина?

Делается запись: ОД = 60 + 60 + 60 + 60 + 10 = 250 (сумма для контроля пересчитывается).

– Из каких размеров складывается общая ширина?

Делается запись: ОШ = 50 + 10 + 60 + 10 + 50 = 180 (сумма для контроля пересчитывается).

4.

Умение выполнять практические движения, действия и операции с помощью средств труда

– Откладываем размер общей длины развёртки по низу заготовки.

Делается запись: 1) ОД = 120.

– Откладываем размер общей ширины развёртки по левой стороне заготовки. Строим прямоугольник.

Делается запись: 2) ОШ = 100.

– Откладываем размеры деталей по длине прямоугольника. (Сумма размеров частей развёртки.)

Делается запись: 3) ОД = 20 + 80 + 20 = 120.

– Откладываем размеры деталей по ширине прямоугольника.

(Сумма размеров частей развёртки.)

Делается запись: 4) ОШ = 20 + 60 + 20 = 100.

– Строим сетку, то есть проводим горизонтальные и вертикальные линии по засечкам.

Делается запись: 5) Сетка.

– Прорисовываем контур развёртки цветным карандашом.

Делается запись: 6) Контур.

– Вырезаем развёртку.

Делается запись: 7) Вырезать, собрать.

-Чтобы сложить развёртку и получить куб, вспомните свойства картона. Можно ли его легко согнуть?

(Нет, картон ломкий.) Что надо сделать, чтобы сгибы были точными и ровными? (Рицовку.)

С помощью канцелярского ножа или лезвия ножниц выполняется рицовка. Развёртка собирается в объёмную форму и склеивается.

Учитель обращает внимание на то, что сгибание выполняется надрезами наружу.

5.

Контроль за выпол­нением осущест­вляемых действий и коррекция движе­ний и действий

После выполнения действий нужно проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов.

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

6.

Оценка результатов труда

Учитывается не только качество готовой продукции, но и сам процесс индивидуальной деятельности, поощряя инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения.

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

Геометрический материал начального курса математики обладает широким спектром тем, одной из задач которых является формирование технологических умений у учащихся.

В процессе обучения математике можно использовать факультативный курс «Математика и конструирование» С.И. Волковой и О.Л. Пчёлкиной, разработанный как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России». Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в  процессе обучения, и технология, которая имеет ярко выраженный практический характер.