Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
БГУ, г. Улан-Удэ, Россия
В настоящее время одной из задач основной школы является подготовка компетентного, конкурентоспособного выпускника в условиях динамично меняющейся школы, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи. Для этого учащиеся должны обладать соответствующей технологической подготовкой, в том числе технологическими умениями. Мы рассматриваем «технологические умения» как:
– совокупность действий, направленных на овладение наилучших способов преобразования материалов, заготовок, информации по плану человека;
– способность производить материальные и духовные ценности, соответствующие современному уровню научно-технического прогресса.
Формирование технологических умений возможно и необходимо начинать у детей в начальных классах на всех этапах технологической деятельности – организационной, исполнительной, контрольно-оценочной.
В «Дидактике технологического образования» П.Р. Атутова поставлена задача формирования у учащихся политехнических, трудовых, технологических и дизайнерских умений. Особое внимание уделяется формированию технологических умений [1].
В соответствии с ФГОС компонентами технологических умений являются следующие:
• выделение ориентиров – создание точного представления о выполнении предстоящих операций с конкретизацией умений анализировать образец изделия или процесс изготовления изделия, планировать этапы практической работы, организовать рабочее место;
• разработка метода осуществления технологических операций (разработка технической документации: чертежей, схем, технологических карт и маршрутов и т. д.);
• моделирование предстоящих действий – умение кодировать информацию через построение наглядной модели алгоритма выполнения действия, выполнить описание, рассказ, инструктирование, показ; исполнительный компонент;
• умение выполнять практические движения, действия и операции с помощью средств труда;
• контроль за выполнением осуществляемых действий и коррекция движений и действий;
• оценка результатов труда.
Содержание компонентов технологических умений показывает, что формирование данных умений у младших школьников может происходить на уроках по разным дисциплинам, в том числе и математики.
Например, одной из тем уроков технологии является «Конструирование из бумаги». Умения конструировать из бумаги учащиеся могут закрепить на уроках математики при изучении пространственных фигур. Рассмотрим этапы формирования компонентов технологических умений при конструировании куба:
№ | Содержание компонентов технологических умений | Конструирование куба |
1. | Выделение ориентиров | Рассмотрение предмета, имеющего форму куба (к примеру кубика Рубика) или образца куба, выделить части: 6 граней в форме квадратов, 8 вершин, 12 рёбер. Отбор нужного материала (бумаги). |
2. | Разработка метода осуществления технологических операций | Планирование, разработка технической документации: развёртки куба. – Какова общая длина развёртки? – Какова общая ширина развёртки? – Каковы размеры каждой грани куба по длине развёртки? – Каковы размеры каждой грани куба по ширине развёртки? – Каковы размеры соединительных клапанов по ширине развёртки? – Вспомните, с чего мы начинаем выполнение разметки детали с опорой на чертёж. (С построения прямоугольника по габаритным размерам.) |
3. | Моделирование предстоящих действий | Повторяется значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей длины (ОД) развёртки. Делается запись: ОД = 250. – Назовите значение и направление (вертикальное или горизонтальное) общей ширины (ОШ) развёртки. Делается запись: ОШ = 180. – Из каких размеров складывается общая длина? Делается запись: ОД = 60 + 60 + 60 + 60 + 10 = 250 (сумма для контроля пересчитывается). – Из каких размеров складывается общая ширина? Делается запись: ОШ = 50 + 10 + 60 + 10 + 50 = 180 (сумма для контроля пересчитывается). |
4. | Умение выполнять практические движения, действия и операции с помощью средств труда | – Откладываем размер общей длины развёртки по низу заготовки. Делается запись: 1) ОД = 120. – Откладываем размер общей ширины развёртки по левой стороне заготовки. Строим прямоугольник. Делается запись: 2) ОШ = 100. – Откладываем размеры деталей по длине прямоугольника. (Сумма размеров частей развёртки.) Делается запись: 3) ОД = 20 + 80 + 20 = 120. – Откладываем размеры деталей по ширине прямоугольника. (Сумма размеров частей развёртки.) Делается запись: 4) ОШ = 20 + 60 + 20 = 100. – Строим сетку, то есть проводим горизонтальные и вертикальные линии по засечкам. Делается запись: 5) Сетка. – Прорисовываем контур развёртки цветным карандашом. Делается запись: 6) Контур. – Вырезаем развёртку. Делается запись: 7) Вырезать, собрать. -Чтобы сложить развёртку и получить куб, вспомните свойства картона. Можно ли его легко согнуть? (Нет, картон ломкий.) Что надо сделать, чтобы сгибы были точными и ровными? (Рицовку.) С помощью канцелярского ножа или лезвия ножниц выполняется рицовка. Развёртка собирается в объёмную форму и склеивается. Учитель обращает внимание на то, что сгибание выполняется надрезами наружу. |
5. | Контроль за выполнением осуществляемых действий и коррекция движений и действий | После выполнения действий нужно проверить, все ли выполнили ее правильно, почему допущена та или иная ошибка, как ее исправить. При подготовке выкройки коробки проверить, правильно ли она выполнена, в нужных ли местах намечены линии для надрезов. – Что тебе нужно было сделать? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? |
6. | Оценка результатов труда | Учитывается не только качество готовой продукции, но и сам процесс индивидуальной деятельности, поощряя инициативу в придумывании оригинальной конструкции, умении мотивировать свои предложения. – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? |
Геометрический материал начального курса математики обладает широким спектром тем, одной из задач которых является формирование технологических умений у учащихся.
В процессе обучения математике можно использовать факультативный курс «Математика и конструирование» С.И. Волковой и О.Л. Пчёлкиной, разработанный как дополнение к курсу «Математика» в начальной школе. Планирование составлено на основе ФГОС начального общего образования, в соответствии с требованиями и рекомендациями образовательной программы «Школа России». Интегрированный курс «Математика и конструирование» объединяет в один учебный предмет два разноплановых по способам изучения, но эффективно дополняющих друг друга школьных предмета: математику, которая имеет развитую теоретическую основу, но реализация практического и прикладного потенциала ее теоретических возможностей не всегда достаточно полно осуществляется в процессе обучения, и технология, которая имеет ярко выраженный практический характер.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.