К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
В современном обществе рыночная экономика диктует свои условия функционирования и жизни. Растет интерес к экономическим знаниям, предпринимательской деятельности, соответственно стимулируется заказ специалистов нового типа, образованных, адаптированных к динамическим изменениям современного общества, способных к инновационной творческой деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, в частности, специалисту в образовательной области «Технология».
Анализ исследований и публикаций показывает, что исследование вопросов внедрения компетентностного подхода в образовании Украины систематизированы в трудах Р. Гуревича, М. Кадемии, А. Пометун. Они охватывают как общие вопросы компетентностного подхода в образовании по формированию иерархии компетенций (ключевых, отраслевых, предметных), так и детальную разработку этих вопросов для образовательных областей [1, с. 3].
Общие вопросы разработки научных основ использования компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя технологии отражены в ряде публикаций Р. Гуревича, Н. Гусак, А. Коберника, В. Сидоренко, В. Стешенко и др.
При безусловной важности этих работ стоит отметить, что понятие предпринимательской компетентности будущих учителей технологий еще системно не исследовалось. Таким образом, целью исследования является дефиниция термина предпринимательской компетентности будущих учителей технологий.
В Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования (Постановление Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1392) понятие «компетентность» определено как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность личности, состоящая из знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей. В этом же документе понятие «ключевая компетентность» употребляется в значении специально структурированного комплекса характеристик (качеств) личности, которая дает возможность ей эффективно действовать в различных сферах жизнедеятельности.
Государственным стандартом также определены следующие ключевые компетенции: умение учиться, общаться на государственном, родном и иностранных языках, математическая и базовые компетентности в области естествознания и техники, информационно-коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская и здоровьесберегательная компетентности.
Для дальнейшего определения понятия предпринимательской компетентности будущих учителей технологий считаем необходимым уточнить понятие «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», поскольку в современной науке отсутствует их однозначное толкование.
Первым ученым-экономистом, который разработал концепцию предпринимательства, был Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. К предпринимателям он причислял людей с нефиксированной прибылью (ремесленников, купцов, крестьян и др.), то есть тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредсказуемости цен.
Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес Адам Смит. Шотландский экономист считал, что труд – это истинный источник богатства. В разработанной теории о роли рынка в развитии народного хозяйства он утверждал, что размещение капитала в государстве наиболее благоприятно для национального благополучия, особенно при капитализации прибыли в отраслях материального производства. По Смиту, предприниматель – это собственник капитала, который ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск [2].
В XVIII в. дальнейшее осмысление понятия предпринимательства осуществлял французский экономист Жан-Батист Сэй. Он связывал предпринимательство с организацией людей в рамках производственной единицы. Ученый имел собственный опыт в сфере бизнеса. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и теории разделения, что повлияло на многих теоретиков-экономистов. В частности, Ж.-Б. Сей считал, что предприниматель – это экономический агент, комбинирующий факторы производства (землю, капитал, труд).
В XIX в. исследованием проблем предпринимательства занимался английский экономист Альфред Маршалл. Он отождествлял предпринимательство с менеджментом, то есть с управлением. В своем фундаментальном труде "Принципы экономической науки" (1890 г.) А. Маршалл особо отметил инновационный момент и активную роль самого предпринимателя в применении новых машин и технологических процессов.
Кульминацией в разработке теории предпринимательства стали труды австро-американского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера. Его концепция предпринимательства основывается на трех главных принципах:
– функция предпринимательства заключается, главным образом, в реформировании производства путем использования различных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков, реорганизации производства. Итак, содержанием предпринимательства является "осуществление новых комбинаций" факторов производства или различные нововведения;
– предпринимательство является универсальной общеэкономической функцией любой экономической системы, сочетается с выполнением других видов деятельности (управление, научные разработки, маркетинг и т.д.) и поэтому "рассеивается" среди различных специалистов. Статус владельца не выступает у Шумпетера определяющей чертой предпринимателя;
– предпринимательство является функцией хозяйственно-политической среды, которое определяет его возможности, типы, мотивации. В центр своей теории экономического развития Й. Шумпетер поставил предпринимателя, в котором воплощены принципиально новые предпринимательские качества, ставшие двигателем экономического научно-технического прогресса XX в. Предпринимательскую функцию он отождествлял с функцией экономического лидерства и новаторства. Шумпетер отмечал, что инновация – детище предпринимательства, а предприниматель – создатель инновации.
Обобщая научные взгляды на сущность предпринимательства и роль предпринимателя в контексте исторической эволюции, можно констатировать, что это активный субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, разработке новых продуктов и технологий, осуществлении инноваций и овладении перспективными факторами экономического развития.
На основе вышерассмотренных положений, под предпринимательской компетентностью будущего учителя технологии можно понимать составляющую профессиональной компетентности педагога, которая обеспечивает направленность его деятельности на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.
Для эффективного формирования предпринимательской компетентности будущих учителей технологии недостаточно знать, что она собой представляет. Целесообразно определить ее содержание и структуру, что и составляет перспективу наших дальнейших исследований.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.