logo
sbornik / Часть 1

К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В современном обществе рыночная экономика диктует свои условия функционирования и жизни. Растет интерес к экономическим знаниям, предпринимательской деятельности, соответственно стимулируется заказ специалистов нового типа, образованных, адаптированных к динамическим изменениям современного общества, способных к инновационной творческой деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит учителю, в частности, специалисту в образовательной области «Технология».

Анализ исследований и публикаций показывает, что исследование вопросов внедрения компетентностного подхода в образовании Украины систематизированы в трудах Р. Гуревича, М. Кадемии, А. Пометун. Они охватывают как общие вопросы компетентностного подхода в образовании по формированию иерархии компетенций (ключевых, отраслевых, предметных), так и детальную разработку этих вопросов для образовательных областей [1, с. 3].

Общие вопросы разработки научных основ использования компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущего учителя технологии отражены в ряде публикаций Р. Гуревича, Н. Гусак, А. Коберника, В. Сидоренко, В. Стешенко и др.

При безусловной важности этих работ стоит отметить, что понятие предпринимательской компетентности будущих учителей технологий еще системно не исследовалось. Таким образом, целью исследования является дефиниция термина предпринимательской компетентности будущих учителей технологий.

В Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования (Постановление Кабинета Министров Украины от 23.11.2011 № 1392) понятие «компетентность» определено как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность личности, состоящая из знаний, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей. В этом же документе понятие «ключевая компетентность» употребляется в значении специально структурированного комплекса характеристик (качеств) личности, которая дает возможность ей эффективно действовать в различных сферах жизнедеятельности.

Государственным стандартом также определены следующие ключевые компетенции: умение учиться, общаться на государственном, родном и иностранных языках, математическая и базовые компетентности в области естествознания и техники, информационно-коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская и здоровьесберегательная компетентности.

Для дальнейшего определения понятия предпринимательской компетентности будущих учителей технологий считаем необходимым уточнить понятие «предприниматель», «предпринимательство», «предпринимательская деятельность», поскольку в современной науке отсутствует их однозначное толкование.

Первым ученым-экономистом, который разработал концепцию предпринимательства, был Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель – это человек, который действует в условиях риска. К предпринимателям он причислял людей с нефиксированной прибылью (ремесленников, купцов, крестьян и др.), то есть тех, кто был занят экономической деятельностью в условиях нестабильности и непредсказуемости цен.

Значительный вклад в разработку теории предпринимательства внес Адам Смит. Шотландский экономист считал, что труд – это истинный источник богатства. В разработанной теории о роли рынка в развитии народного хозяйства он утверждал, что размещение капитала в государстве наиболее благоприятно для национального благополучия, особенно при капитализации прибыли в отраслях материального производства. По Смиту, предприниматель – это собственник капитала, который ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли идет на экономический риск [2].

В XVIII в. дальнейшее осмысление понятия предпринимательства осуществлял французский экономист Жан-Батист Сэй. Он связывал предпринимательство с организацией людей в рамках производственной единицы. Ученый имел собственный опыт в сфере бизнеса. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и теории разделения, что повлияло на многих теоретиков-экономистов. В частности, Ж.-Б. Сей считал, что предприниматель – это экономический агент, комбинирующий факторы производства (землю, капитал, труд).

В XIX в. исследованием проблем предпринимательства занимался английский экономист Альфред Маршалл. Он отождествлял предпринимательство с менеджментом, то есть с управлением. В своем фундаментальном труде "Принципы экономической науки" (1890 г.) А. Маршалл особо отметил инновационный момент и активную роль самого предпринимателя в применении новых машин и технологических процессов.

Кульминацией в разработке теории предпринимательства стали труды австро-американского экономиста и социолога Йозефа Шумпетера. Его концепция предпринимательства основывается на трех главных принципах:

– функция предпринимательства заключается, главным образом, в реформировании производства путем использования различных возможностей для выпуска новых или старых товаров новыми методами, открытие новых источников сырья, рынков, реорганизации производства. Итак, содержанием предпринимательства является "осуществление новых комбинаций" факторов производства или различные нововведения;

– предпринимательство является универсальной общеэкономической функцией любой экономической системы, сочетается с выполнением других видов деятельности (управление, научные разработки, маркетинг и т.д.) и поэтому "рассеивается" среди различных специалистов. Статус владельца не выступает у Шумпетера определяющей чертой предпринимателя;

– предпринимательство является функцией хозяйственно-политической среды, которое определяет его возможности, типы, мотивации. В центр своей теории экономического развития Й. Шумпетер поставил предпринимателя, в котором воплощены принципиально новые предпринимательские качества, ставшие двигателем экономического научно-технического прогресса XX в. Предпринимательскую функцию он отождествлял с функцией экономического лидерства и новаторства. Шумпетер отмечал, что инновация – детище предпринимательства, а предприниматель – создатель инновации.

Обобщая научные взгляды на сущность предпринимательства и роль предпринимателя в контексте исторической эволюции, можно констатировать, что это активный субъект поиска и реализации новых возможностей в генерировании и освоении новаторских идей, разработке новых продуктов и технологий, осуществлении инноваций и овладении перспективными факторами экономического развития.

На основе вышерассмотренных положений, под предпринимательской компетентностью будущего учителя технологии можно понимать составляющую профессиональной компетентности педагога, которая обеспечивает направленность его деятельности на достижение коммерческого результата в реализации технических, социальных и других проектов.

Для эффективного формирования предпринимательской компетентности будущих учителей технологии недостаточно знать, что она собой представляет. Целесообразно определить ее содержание и структуру, что и составляет перспективу наших дальнейших исследований.