Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Одним из существенных условий развития современного технологического образования является актуализация национальной системы образования. Основной целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании учащихся. Сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, способствует всестороннему развитию личности учащегося, формирует навыки межличностного общения в классном коллективе, помогает классному руководителю вести работу по сплочению учащихся.
Концепция развития личности ребенка, региональные подходы к образовательному процессу в школьных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития учащегося. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание, или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека, как известно, в школьном возрасте. Именно этот период, как утверждает В.С. Болбас, является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения [1].
В средней школе, при изучении трудового обучения, для подрастающего поколения особенно важны знания об этнической культуре через возрождение белорусской национальной кухни. Опора на народные традиции белорусской национальной кухни в воспитании вносит коррективы в общение и усвоение накопленных ценностей, формирует самостоятельность оценочных суждений, расширяет знания о мире в целом, способствует развитию творческих, преобразовательных потребностей учащегося. Средства народной культуры через возрождение белорусской национальной кухни помогают проникновению жизненного опыта старшего поколения в среду духовных потребностей учащихся, играют важную роль в укреплении семейных отношений и др. Всё это способствует адаптации как городского учащегося, так и сельского в данном социуме, самоопределению и самовыражению его личности.
Проведенное экспериментальное исследование на уроках трудового обучения в ГУО «Средняя школа № 11 г. Мозыря» позволило нам выявить некоторые особенности этнической культуры через возрождение белорусской национальной кухни, установить конкретные уровни их развития, а также раскрыть индивидуальные различия в суждениях и вкусах у учащихся о народно-культурных традициях в сфере белорусской национальной кухни.
В частности, мы установили, что в 6-х классах учащиеся все чаще проводят самостоятельный анализ блюд белорусской кухни, старинных предметов, явлений, произведений искусства и на этой основе высказывают самостоятельные суждения, аргументируют, обосновывают их, находят причину и следствие. Суждения учащихся 6-х классов все больше начинают характеризоваться осмысленностью, логичностью, развернутостью, чувственно-эмоциональной глубиной.
В процессе опытно-экспериментальной работы проводилась проверка разработанных теоретическим путем условий эффективности приобщения учащихся к народно-культурным традициям в сфере белорусской национальной кухни. Основная логика эксперимента соответствовала формуле работы с учащимися через формирование представлений, закрепление интереса в области родной культуры и стимулирования учащихся использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности.
Результаты анкетирования помогли выявить представления учащихся о традициях и культуре белорусского народа в сфере национальной кухни. В результате анализа экспериментальных данных было выявлено, что 4% испытуемых называли отдельные, несущественные признаки традиций, выбор не мотивировали; затруднялись в назывании белорусских национальных блюд, а также обрядовых блюд, знания ограничивались одним-двумя примерами; представления о народных праздниках, обрядах недифференцированы. При этом понимание о белорусских народно-культурных традициях, праздниках, обрядах в сфере белорусской национальной кухни после проведения воспитательных мероприятий выросло на 70% (на 37% повысился высокий уровень знаний; на 33% – средний уровень; низкий уровень – отсутствует). Это значит, что 87% учащихся заинтересовались изучением и усвоением народно-культурных традиций в сфере белорусской национальной кухни и показали при опросе с помощью анкеты высокий уровень знаний. Эти фактические данные подтверждаются контрольным анкетированием учащихся в экспериментальном 6 «А» классе.
По сравнению с анкетированием на первом констатирующем этапе у этих учащихся показатель высокого уровня знаний был занижен на 37%, показатель среднего уровня – на 33%, что соответствовало, в общем, среднему уровню усвоения народно-культурного наследия в сфере белорусской национальной кухни. У учащихся этой группы каждое понятие наполнено конкретным содержанием, мотивировка выбора осознана. Самую малочисленную группу испытуемых (4%) составили учащиеся, у которых обнаружено неправильное обобщенное представление об объектах культуры, народно-культурных традициях, выраженное в нераскрытом суждении о них.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе контрольного эксперимента показал, что высокий уровень усвоения обнаружен у 87% учащихся, средний – у 13%, низкий – у 0% обследованных учащихся.
Все это свидетельствует о том, что:
– в данное время жизни имеется определенная утрата преемственности поколений в культуре своего народа, традициях в сфере белорусской кухни;
– необходимо объединиться педагогам и родителям по вопросу дальнейшего проектирования работы по воспитанию подрастающего поколения через призму этнопедагогического наследия путем возрождения белорусской национальной кухни.
С целью систематизации знаний учащихся о народно-культурных традициях через возрождение белорусской национальной кухни педагогам следует максимально использовать:
– культурное пространство города (в том числе экскурсии, посещение музеев, выставок, ярмарок, деревень и др.);
– предметно-развивающую среду;
– расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия Беларуси;
– знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, предметами быта Беларуси, в том числе конкретного историко-этнографического региона Беларуси.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.