Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
Занятия в учебных мастерских моделируют производственный процесс посредством организации рабочего места, распределения средств труда и предметов труда, разделения труда между студентами, применения технической документации, соблюдения режима работы. Все это позволяет предположить, что некоторые современные технологии управления предприятием могут быть внедрены и в условиях учебных мастерских.
Представляется возможным и необходимым привлечь внимание преподавателей, работающих в учебных мастерских, к японской системе 5S, которая уже несколько десятилетий успешно используется в разных странах мира на предприятиях, в банках, в органах государственной власти и т. д.
Правильно организованное рабочее место позволяет существенно повысить продуктивность личной работы студентов. Организовать рабочее место – значит сделать конкретные шаги по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их размещению в определённом порядке. Известный специалист по личной эффективности Брайан Трейси советует сделать свое рабочее место удобным; привлекательным; чистым; аккуратным; приспособленным для долгой работы [1, с. 68].
Рассмотрим возможности для внедрения системы 5S в школе. Для начала сфотографируйте школьную мастерскую, чтобы зафиксировать текущие условия работы. Вносимые впоследствии конкретные изменения будут более очевидны. Опишем кратко содержание каждого этапа, который реализуется вместе со школьниками (класс может выбрать сам учитель и привлекать в дальнейшем разные классы учащихся к поддержанию порядка и обучению системе 5S).
I этап – сортировка. Цель: отделить нужное от ненужного; удалить ненужные предметы. В процессе сортировки все вещи данной рабочей зоны делятся на три группы:
– ненужные вещи – никогда не пригодятся;
– потенциально нужные вещи – используются редко;
– нужные вещи – без них невозможно работать.
Действительно необходимые вещи следует оставить, потенциально нужные отправить на хранение, а ненужные пометить специальными красными ярлыками. Ненужные вещи перемещаются в специальную зону временного хранения. Если они не востребуются в течение рабочей недели, то перемещаются в центральную зону, доступную для всех учителей и сотрудников. Данные предметы могут потом быть переданы другим владельцам или отправлены на утилизацию, переработку.
Сделайте фотографию рабочего места после сортировки и удаления ненужных вещей.
II этап – соблюдение порядка. Цель: разместить предметы на своих местах, чтобы можно было их быстро и удобно использовать.
Подумайте и решите: как наиболее рационально расположить мебель, оргтехнику, канцтовары, документы, станки и детали? Основной принцип: «место для каждой вещи и каждая вещь на своем месте». Критерии размещения вещей:
– доступность: предмет легко взять и так же легко вернуть его на место. Используйте «Правило 30 секунд»: любая вещь должна быть найдена не более, чем за 30 секунд;
– наглядность: видно, находится ли предмет на своем месте;
– безопасность (предмет не мешает проведению работ).
Место хранения должно быть как можно ближе к месту использования, чтобы избежать потерь времени на лишние движения. После этого этапа каждый предмет должен иметь свое место хранения и после использования располагаться именно там. Эксперты рекомендуют подписать места для хранения предметов, разместить указатели. Промаркируйте местоположение вещей, создавая адреса и применяя этикетки, маркировки и цветную кодировку.
III этап – содержание в чистоте. Цель: содержать в чистоте и порядке мастерскую. Необходимо разработать правила уборки и проверки, произвести уборку и использовать её как метод проверки. Обратите внимание: в системе 5S уборка понимается не только как борьба с загрязнениями, но и как проверка и устранение неисправностей.
Третий этап начинают с генеральной уборки (в случае ее необходимости), устраняя грязь, пыль, жидкости и прочий мусор. Следует очистить от загрязнений все, даже самые укромные уголки. Сделайте фотоснимки «после». Используйте фотографии, чтобы зафиксировать достигнутые результаты.
Для того чтобы мастерская была чистой и опрятной, необходимо объяснить всем ответственным за чистоту помещения:
– какова регулярность и критерии уборки;
– что и когда они должны делать;
– у кого из школьников какая сфера ответственности.
Чтобы не тратить время на указания и замечания, очень важно решить эти вопросы. Установите четкие критерии уборки, её график, назначьте ответственных за конкретный вид работы. Учитывайте требования по технике безопасности.
Далее следует понять, в чем причина наиболее распространенных загрязнений. Чтобы рабочее место всегда было чистым, устраните первопричины загрязнений с помощью профилактических мер. Определите время проведения уборки. Определите четкие критерии генеральной уборки, и последовательность выполнения работы. Для нее потребуется достаточно длительное время. Насколько часто следует делать генеральную уборку мастерской. Уборка не должна проводиться в авральном режиме и быть катастрофой. Поддерживайте рабочую зону в идеальной чистоте ежедневно.
IV этап – стандартизация. Цель: разработать и внедрить стандарты для поддержания идеального состояния рабочего места. На этапе стандартизации разрабатываются и внедряются правила, призванные обеспечить в мастерской чистоту и порядок. Они должны быть просты и понятны, закреплены письменно. Необходимо определить, какой должна быть мастерская после сортировки, рационального расположения, уборки и привести рабочее место к этому идеальному состоянию.
Кроме этого, для оценки качества уборки помещения используются чек-листы (контрольно-оценочные материалы).
V этап – сохранение достигнутого. Цель: совершенствование технологии 5S с помощью регулярного контроля и поддержки.
Необходимо вовлекать школьников в организацию рабочего места (обеспечивать их необходимыми знаниями и навыками, мотивировать), проводить собственный аудит. Стремитесь к тому, чтобы сделать 5S в школе хорошей привычкой.
Положительный опыт будет востребован и другими педагогами школы. Более того, адаптированные к условиям конкретной школы и возможностям учащихся, современные методики организации рабочего места могут быть использованы в процессе обучения, помогая научить учащихся организовывать свое рабочее место. Игровые элементы системы 5S будут полезны для обучения учащихся. Старшеклассники могут обучать учащихся младших классов. Простор для творчества и фантазии весьма велик. Передовой опыт внедрения системы 5S позволит разнообразить работу самых разных подразделений школы.
Эта система может быть успешно использована заместителем директора по воспитательной работе и классными руководителями в процессе экономического воспитания, позволяя ненавязчивым способом воспитывать у учащихся аккуратность и бережливость.
Подробности внедрения системы 5S можно изучить в книге Томаса Фабрицио и Дона Теппинга «5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место» [2]. В ней кроме теоретических материалов, предложено много интересных шаблонов, позволяющих в игровой форме внедрить систему в школе: внешний вид ярлыков, бланки для сортировки, материалы для работы команды и так далее.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.