logo search
sbornik / Часть 2

Литература

  1. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии / А.Ф. Лазурский. – М.: Наука, 1997.

  2. Мирзаянова, Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л.Ф. Мирзаянова. – Минск.: Бел. наука, 2003.

ИНОЦ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Муравьева С.Б.

БГУ им. И. Г. Петровского, г. Брянск, Россия

Главной целью образовательной области «Технология» является подготовка школьников к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной, творческой, инициативной личности.

Содержание образовательного стандарта и программ образовательной области «Технология» предусматривает обучение учащихся созданию простейших полезных и посильных изделий из конструкционных и поделочных материалов в форме практических занятий и выполнения творческих учебных проектов.

В процессе проектирования выполняются технические и экономические расчеты, схемы, чертежи, пояснительные записки, макеты, составляются сметы, калькуляции, описания. Составной частью проектной деятельности является конструкторская деятельность учащихся. Она предполагает разработку конструкции изделия (его структуру, отдельных деталей, сборочных единиц, согласно функциональному назначению.

Технологическая деятельность рассматривается на проектном уровне как теоретическая, связанная с планированием процесса изготовления изделия (разработкой технологии изготовления, проектированием оборудования, инструментов и приспособлений). На производственном уровне технологическая деятельность выходит за рамки проектной деятельности и связана с непосредственным изготовлением изделия.

Таким образом, проектно-технологическую деятельность учащихся можно рассматривать как проектирование, конструирование и изготовление изделия. Выполнение творческих проектов предусматривается после предварительного изучения учащимися необходимых теоретических сведений, а также предшествующей подготовки в области конструирования и решения творческих изобретательских задач.

Задача учителя технологии состоит в вовлечении учащихся в активную творческую деятельность, что требует наличия определенных компетенций у педагога, способности к инновационной деятельности.

Сегодня в системе высшего профессионального образования вводятся государственные образовательные стандарты третьего поколения, которые делают акцент на компетентностный подход в обучении. В общих требованиях к уровню образованности отмечается, что выпускник должен быть способным к самостоятельным действиям в условиях неопределенности и обладать стремлением к самосовершенствованию, стремиться к творческой самореализации. К сожалению, стандарты не содержат механизмов формирования качеств творческой деятельности.

Поэтому развитие творческих способностей будущих учителей технологии посредством участия в работе студенческого научного общества является значимым. Научно-исследовательская работа студентов из средства развития творческих способностей отдельных студентов перешла на качественно новую ступень – стала важным методом повышения качества подготовки специалистов профессионального технологического образования.

Цель исследовательской работы студентов заключается в воспитании самостоятельного, творчески мыслящего специалиста-профессионала. Для реализации этой цели необходимо создать условия, при которых студенты начнут охотно пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, работая самостоятельно или в группах.

Исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, направлена на активизацию процесса обучения. Она обеспечивается выполнением учебных исследовательских работ, лабораторных и практических заданий с элементами исследовательской деятельности. К примеру, при подготовке студентов специальностей «Технология и предпринимательство» и «Технология и безопасность жизнедеятельности» на занятиях по физике и электротехнике можно использовать технические задачи с элементами изобретательства.

В процессе аудиторных и самостоятельных занятий студенты осваивают аналитические, постановочные и поисковые элементы научной работы. Выполнение лабораторных работ по физике и электротехнике с элементами исследования позволяет закрепить не только общие, но и специальные понятия и категории, вырабатывает навыки поиска решений нестандартных заданий.

Эта деятельность предполагает самостоятельную работу вне рамок непосредственного процесса обучения. Она включает в себя выполнение студентами индивидуальных научных исследований под руководством преподавателя, подготовку докладов по результатам исследований на студенческих научных конференциях, а также публикацию результатов их исследовательской работы.

Одной из форм организации научно-исследовательской деятельности студентов является участие в работе инновационного научно-образовательного центра (ИНОЦ) компьютерных технологий и автоматизированного конструкторско-технологического проектирования, созданного на факультете технологии и дизайна Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

В период с 2010 по 2015 годы в работе ИНОЦ приняли участие студенты факультета технологии и дизайна Брянского государственного университета. Итогом работы явилось создание комплекта электронных плакатов и интерактивных учебных пособий для решения задач по дисциплинам «Физика. Электростатика» (авторское свидетельство № 19290 от 24.06.2013 г); «Физика. Законы постоянного тока»; «Электротехника. Законы переменного тока». Разработанные пособия включают в себя методические указания к проведению лекций и семинарских занятий, задачи с подробным решением, контрольные вопросы, а также визуализацию информации по данной теме.

В результате изучения курсов физики и электротехники совместно со студентами были определены наиболее сложные для восприятия разделы и темы. Обсуждение проблемы изображения электрических и магнитных полей привело к идее использования анимации и в поэтапном представлении электромагнитных явлений.

Доминирующим мотивом являлась возможность использования анимационных моделей на занятиях по физике и электротехнике не только в своей группе, но и на курсе. В процессе работы над пособием были затронуты основные аспекты творческой деятельности: постановка вопроса в науке, выдвижение гипотезы и обсуждение идей, логика и интуиция в научной работе, планирование и роль эксперимента.

Интерактивные пособия использовались на лекционных и семинарских занятиях по физике и электротехнике в качестве дидактического материала. Участие студентов в работе инновационного научно-образовательного центра формирует особый стиль умственной деятельности, творческую активность и самостоятельность будущих учителей технологии, что способствует подготовке компетентного специалиста, востребованного на рынке учительского труда.