logo search
sbornik / Часть 2

Потапенко н.Е.

УО «РИПО», г. Минск, Республика Беларусь

Сегодня инновационные процессы развиваются практически во всех сферах жизни, меняя конфигурацию общества. Категория «инновация» (от лат. in – внутри, novatio – обновление) означает новое в определенном виде деятельности. Педагогическая деятельность связана не только с осуществлением, но и с преобразованием образовательного процесса и его управлением. Для осуществления такой деятельности преподавателю необходимо обладать определенным набором компетенций, то есть быть готовым к творческой преобразовательной деятельности и управлять ею. Речь идет об аналитических, прогностических, проектных, рефлексивных, организаторских и коммуникативных знаниях и умениях.

Компетенции преподавателя можно объединить в три блока. Преподаватель выступает как исследователь, как методист и как практик. Как исследователь преподаватель накапливает и осмысляет научную информацию, передовой педагогический опыт, диагностирует педагогические явления, прогнозирует цели, задачи, осуществляет отбор способов достижения педагогических целей, предвидит результат и возможные отклонения, определяет последовательность и время для достижения результата. Как методист преподаватель преломляет результаты исследовательской работы в методическом обеспечении обучения, определяет содержание и виды деятельности участников образовательного процесса, проектирует образовательный процесс таким образом, чтобы достичь максимального результата в обучении, воспитании и развитии обучающихся, планирует формы контрольно-оценочной и собственной рефлексивной деятельности. Как практик преподаватель реализует образовательную программу через организаторские и коммуникативные компетенции не только с обучающимися в процессе обучения и воспитания, но и их родителями, со своими коллегами. Следует учесть, что перечисленные компетенции – это не только качественная подготовка к преподавательской деятельности, но и накопленный жизненный и профессиональный опыт, постоянное личностное совершенствование. В деятельности преподавателя воплощается совокупный профессиональный и жизненный опыт, преломленный через творческую индивидуальность. То есть профессиональное мастерство имманентно присуще преподавателю, обладающему личностной зрелостью, интеллектуальной культурой и профессиональной индивидуальностью. Для того, чтобы процесс роста профессионального мастерства преподавателя начался и не прекращался, необходимо соблюдение определенных условий, связанных, прежде всего, с внешним окружением. Во-первых, наличие инновационной программы развития в учреждении образования, в создании которой должен принять участие педагогический коллектив. Расстановка в ней приоритетов с учетом требований со стороны общества и работодателей. Создание инновационной программы можно назвать организационно-мотивирующим механизмом, который сработает только в том случае, если педагогической общественностью будет осознана необходимость инновационной деятельности не только для учреждения, но и для своего профессионального роста. Во-вторых, создание условий и механизмов для развития процесса создания и внедрения инноваций в профессиональную практику (время, место, творческие группы, система стимулирования инновационных проектов и их участников). Цель и разработка инновационного проекта и достижение результата должны составлять единый процесс. Инновационный проект разрабатывается командой единомышленников, которые могут и в состоянии совершенствовать инновационную практику. Одна и та же технология может быть как эффективной, так и неэффективной. Результат определяется способностями, сформированными из личностных качеств, педагогической подготовкой, опытом и отношением к делу. В педагогической среде, особенно среди тех, кто имеет большой стаж, все претендуют на высокий титул мастера своего дела. Но часто забывают, что важно не только владение технологиями, но и творческий подход к делу, желание творить.

Поэтому на первое место в ряду педагогических способностей надо поставить рефлексивные. Если преподаватель способен к самоанализу, объективной самооценке, деятельному поиску путей преодоления недостатков, он сам обеспечит себе соответствующую подготовку, накопит позитивный опыт и выйдет на хороший результат.

Преподаватель осуществляет личностно-ориентированное обучение, ставит грамотно цели обучения, воспитания и развития, но высокие цели не могут реализоваться в полной мере в силу того, что объективно не предусмотрено время на реализацию каких-либо инноваций в учебных планах, отсутствуют материально-технические условия в учреждении образования, существует многообразие уже готовых технологий и методов обучения. Часто происходит так, что творческая личность, понимающая необходимость изменения в системе профессиональной деятельности, стремится создать нечто новое, но встречает на своем пути противодействие и сопротивление коллег, равнодушие со стороны администрации. Это является сдерживающим механизмом для развития инноваций в учреждении образования. А самое главное – сдерживает развитие творчества в преподавательской среде и соответственно рост профессионального мастерства.