Потапенко н.Е.
УО «РИПО», г. Минск, Республика Беларусь
Сегодня инновационные процессы развиваются практически во всех сферах жизни, меняя конфигурацию общества. Категория «инновация» (от лат. in – внутри, novatio – обновление) означает новое в определенном виде деятельности. Педагогическая деятельность связана не только с осуществлением, но и с преобразованием образовательного процесса и его управлением. Для осуществления такой деятельности преподавателю необходимо обладать определенным набором компетенций, то есть быть готовым к творческой преобразовательной деятельности и управлять ею. Речь идет об аналитических, прогностических, проектных, рефлексивных, организаторских и коммуникативных знаниях и умениях.
Компетенции преподавателя можно объединить в три блока. Преподаватель выступает как исследователь, как методист и как практик. Как исследователь преподаватель накапливает и осмысляет научную информацию, передовой педагогический опыт, диагностирует педагогические явления, прогнозирует цели, задачи, осуществляет отбор способов достижения педагогических целей, предвидит результат и возможные отклонения, определяет последовательность и время для достижения результата. Как методист преподаватель преломляет результаты исследовательской работы в методическом обеспечении обучения, определяет содержание и виды деятельности участников образовательного процесса, проектирует образовательный процесс таким образом, чтобы достичь максимального результата в обучении, воспитании и развитии обучающихся, планирует формы контрольно-оценочной и собственной рефлексивной деятельности. Как практик преподаватель реализует образовательную программу через организаторские и коммуникативные компетенции не только с обучающимися в процессе обучения и воспитания, но и их родителями, со своими коллегами. Следует учесть, что перечисленные компетенции – это не только качественная подготовка к преподавательской деятельности, но и накопленный жизненный и профессиональный опыт, постоянное личностное совершенствование. В деятельности преподавателя воплощается совокупный профессиональный и жизненный опыт, преломленный через творческую индивидуальность. То есть профессиональное мастерство имманентно присуще преподавателю, обладающему личностной зрелостью, интеллектуальной культурой и профессиональной индивидуальностью. Для того, чтобы процесс роста профессионального мастерства преподавателя начался и не прекращался, необходимо соблюдение определенных условий, связанных, прежде всего, с внешним окружением. Во-первых, наличие инновационной программы развития в учреждении образования, в создании которой должен принять участие педагогический коллектив. Расстановка в ней приоритетов с учетом требований со стороны общества и работодателей. Создание инновационной программы можно назвать организационно-мотивирующим механизмом, который сработает только в том случае, если педагогической общественностью будет осознана необходимость инновационной деятельности не только для учреждения, но и для своего профессионального роста. Во-вторых, создание условий и механизмов для развития процесса создания и внедрения инноваций в профессиональную практику (время, место, творческие группы, система стимулирования инновационных проектов и их участников). Цель и разработка инновационного проекта и достижение результата должны составлять единый процесс. Инновационный проект разрабатывается командой единомышленников, которые могут и в состоянии совершенствовать инновационную практику. Одна и та же технология может быть как эффективной, так и неэффективной. Результат определяется способностями, сформированными из личностных качеств, педагогической подготовкой, опытом и отношением к делу. В педагогической среде, особенно среди тех, кто имеет большой стаж, все претендуют на высокий титул мастера своего дела. Но часто забывают, что важно не только владение технологиями, но и творческий подход к делу, желание творить.
Поэтому на первое место в ряду педагогических способностей надо поставить рефлексивные. Если преподаватель способен к самоанализу, объективной самооценке, деятельному поиску путей преодоления недостатков, он сам обеспечит себе соответствующую подготовку, накопит позитивный опыт и выйдет на хороший результат.
Преподаватель осуществляет личностно-ориентированное обучение, ставит грамотно цели обучения, воспитания и развития, но высокие цели не могут реализоваться в полной мере в силу того, что объективно не предусмотрено время на реализацию каких-либо инноваций в учебных планах, отсутствуют материально-технические условия в учреждении образования, существует многообразие уже готовых технологий и методов обучения. Часто происходит так, что творческая личность, понимающая необходимость изменения в системе профессиональной деятельности, стремится создать нечто новое, но встречает на своем пути противодействие и сопротивление коллег, равнодушие со стороны администрации. Это является сдерживающим механизмом для развития инноваций в учреждении образования. А самое главное – сдерживает развитие творчества в преподавательской среде и соответственно рост профессионального мастерства.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература