Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
ГУО МОИРО, г. Минск, Республика Беларусь
В настоящее время основной социокультурный заказ, прежде всего, ориентирован на становление педагога как специалиста-профессионала, активного участника культурной технологической жизнедеятельности. Современная педагогическая деятельность призвана выступать средством транслирования положительных моделей успешного человековедческого общения, сотворчества и саморазвития, идея преобразования и транслирования. Культурный учитель – это подготовленный специалист, обладающий профессиональной позицией и успешно выполняющий функции: 1) создания и обогащения культурно-информационной, предметно-развивающей образовательной среды; 2) реализации концептуальных основ образования; 3) преобразования знаний с учётом личностно-смысловой направленности; 4) выбора ценностных оснований содержания знаний; 5) применения личностно-развивающих педагогических технологий [6]. По мнению Ю.В. Сенько [7], если в основе любой профессиональной культуры находится паттерн или матрица, формирующая её ядро, то в педагогической – это профессиональный образ мира педагога, конституирующий и определяющий ценностно-смысловые координаты, предмет, онтологические представления об образовательной деятельности, методологические ориентиры и позиционность.
При этом позиционность следует понимать как положение, расположение (от лат. positio), открытое или скрытое представление своего отношения к тому, что происходит [1, с. 65]. Специалисты выделяют позиционные положения педагогов по отношению к возможности и ценности успешно управлять, транслировать культурные образцы своей деятельности. Где успех появляется тогда, когда организация деятельности опирается на основные направления и прогнозируемые результаты его развития. Считают, что педагог на определённом этапе, определяющем развитие карьеры, выходит на позицию педагога-мастера, профессионала, педагога-эксперта, способен анализировать свою деятельность с личностной, предметной и метапредметной позиций [3].
В частности, А.М. Новиков относительно уровней профессиональной деятельности специалиста образования раскрыл позиции: исполнителя, активного работника, творческого работника [5]. С точки зрения Ю.В. Громыко [2], современные представления об успешной работе педагога предполагают набор профессиональных позиций: инструкционного дизайнера, эпистемолога, семиотика, герменевта, логика, апоретика. Данные позиции обусловливают становление методических позиций сценариста, конструктора, семиотехника, эпистемотехника, культуротехника, инноватора, операционализатора и процедуризатора педагогической работы, проектировщика форм учебно-обучающей деятельности, продюсера учебно-обучающей страницы [2]. А.В. Хуторской полагает [8], что все учителя – менеджеры, руководители процесса обучения. Причём, каждый учитель должен быть готов модернизировать образовательные ситуации; а работая в направлении продуктивности своей деятельности, ‑ привнести авторский контекст, отразить профессиональную позицию [3].
Учитель трудового обучения нами рассматривается в позиции специалиста, владеющего качеством стимулирования учащихся на успешную технологическую, проектно-преобразовательную деятельность. Очевидно, в этом процессе должна прослеживаться проектно-технологическая система, ориентирующая на саморазвитие, достижение упорядоченности всех культурных профессиональных действий. Тем самым, собственный образ мира учителя трудового обучения как представление о качественном, должном и успешном предопределяет культурно ориентированный процесс обучения учащихся. Учебный предмет «Трудовое обучение» выступает в качестве средства, позволяющего накопление культурно ориентированного опыта профессиональной деятельности.
Таким образом, педагогическая культура учителя трудового обучения как в тактическом, так и стратегическом планах, может выступать как практика осуществления культурно-деятельностных актов, реализуемых при помощи общеметодологического и педагогического инструментария, обеспечивающего развитие эффективного профессионального опыта. При этом, по В.В. Краевскому [4], педагогически адаптированный опыт изоморфен по структуре человеческой культуре, раскрываемой через содержание образования: опыт познания, опыт культурной организации и опыт преобразования деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Это означает, что уровень развития педагогической культуры определяется опытом успешного разрешения педагогических проблем. Следовательно, мы определяем требования к профессиональной позиционности, характеризуя позиции учителя трудового обучения в системе саморазвития его педагогической культуры: 1) культурно ориентированный педагогический опыт (основывается на выполнении и реализации общепедагогических требований, задач; предполагает возможность создания продуктов педагогической деятельности по образцу-аналогу готовых), соответствует позиции опытного педагога и педагога-методиста; 2) опыт владения культурным способом деятельности (характеризует проектный процесс разработки поисковых и конструирования новых, авторских педагогических образцов культуры действий), определяет позицию педагога-исследователя и педагога-проектировщика; 3) опыт распространения культурных образцов педагогической деятельности (определяет процесс предъявления, тиражирования и рекламы авторских педагогических образцов), адекватен позиции педагога-имиджмейкера.
Установленные позиции отражают степень саморазвития педагогической культуры учителя трудового обучения в условиях системной технологической и педагогической практики, определяют меру привлечения творческого профессионального ресурса. Профессиональная деятельность как предметно-ориентированная, одухотворённая, обеспечиваемая культурной технологической практикой позволит соблюдение лучших педагогических традиций, развиваемых в условиях культурологической парадигмы образования, когда необходимы принятие новых ценностей, готовность к реконструкциям, творческому преобразованию, целостности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература