Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
КГПУ им. В. Винниченко, г. Кировоград, Украина
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки специалистов, готовых использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Рассмотрены аспекты формирования ИКТ-компетенции будущих учителей технологий в системе «школа – профессионально-техническое учебное заведение (ПТУЗ) швейного профиля-педагогический вуз» в Украине.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в украинской педагогической науке достаточно освещены концептуальные основы процесса информатизации образования. В поле зрения многих ученых был педагогический потенциал информационных технологий, исследовалась проблема формирования информационной культуры учителей, в частности в работах Н.В. Апатовой, В.Ю. Быкова, Л.П. Бабенко, Л.И. Билоусовой, И.Е. Булах, А.Ф. Верланя, Б.С. Гершунского, Ю.О. Дорошенко, А.П. Ершова, М.И. Жалдака, Б.Г. Житомирского, В.М. Мадзигона, В.М. Монахова, Н.В. Морзе, О.М. Пехоти, С.А. Ракова, Ю.С. Рамского, других ученых.
Требуют дальнейшего развития информационное и методическое обеспечение обучения будущих специалистов выполнению отдельных процедур проектирования с помощью систем автоматизированного проектирования (САПР). Одной из важнейших проектных процедур является конструктивное (техническое) моделирование – инженерный процесс создания чертежей или лекал деталей изделия по первичному образцу новой модели или ее эскизу, с использованием базовой основы изделия.
Цель данной работы – обоснование содержания обучения моделированию деталей швейных изделий средствами САПР одежды в подготовке специалистов в системе «школа-ПТУЗ швейного профиля-педагогический вуз».
С данной целью проведен анализ школьных программ и государственных стандартов профессионально-технического образования профессий швейной отрасли Украины. Исследованы перечень и содержание тем, связанных с САПР одежды.
5–9 классы. Согласно учебной программы трудового обучения, обязательный для изучения блок, связанный с моделированием одежды, предусмотрен лишь в 8 классе: «Блок 2. Технология изготовления швейных изделий», объемом 16 часов. Еще один вариативный модуль объемом 20 часов можно выбрать в 5–6 классах, и объемом 16 часов – 7–9 классах. Таким образом, максимально возможная продолжительность изучения швейного дела в 5–9 классах составляет 52 часа. Из них техническому моделированию посвящена лишь 1 тема в 8 классе: (2 часа). Тема изучается на примере поясного изделия или передника. При таких условиях можно говорить лишь о начальном уровне сформированности умений моделирования одежды.
В 8–9 классах предусмотрено также изучение тем, связанных с автоматизацией проектирования и производства одежды:
8 класс. Тема 3.1. Компьютерное конструирование одежды (1 час).
9 класс. Тема 3.1. Автоматизация, компьютеризация и роботизация современных технологических процессов (1 час).
10–11 классы. Тема конструктивного моделирования (всего 68 часов) достаточно полно представлена в школьной программе профильного изучения технологий по профилю «Конструирование и моделирование одежды».
Так, в 10 классе учащиеся изучают моделирование поясных и плечевых изделий, по 12 часов на каждый вид. Еще 6 часов предусмотрено на выполнение технического проекта изделия, среди составляющих которого указано техническое моделирование. В 11 классе на выполнение различных работ по моделированию плечевых изделий выделено 38 часов.
Изучение автоматизированного проектирования одежды предусмотрено в программе профильного обучения. Среди ряда задач профильного обучения указано «формирование у учащихся знаний о новейших информационных технологиях в данной отрасли».
Из анализа школьной программы установлено, что 49 из 175 часов, т.е. 28% учебного времени в 10 классе предусматривают работу с программой дизайна одежды. В программе 11 класса в названиях тем отсутствует упоминание о САПР, однако в конкретизации содержания большинства тем указаны работы с использованием программ дизайна одежды.
Государственные стандарты профессионально-технического образования для профессий швейной отрасли ДСПТО 8263.2-DB.18.10-2008 (швея), ДСПТО 7433.2.D 18028-2006 (портной), ДСПТО 7435.2.D18024-2006 (закройщик) предусматривают изучение предмета «Информационные технологии». Однако содержание данной дисциплины не соответствует ни современным возможностям САПР одежды, ни прогнозу развития отрасли. К примеру, закройщику для получения 5 разряда предлагается за 2 часа выполнить работу – «Изучение структурной модели конструктивно-декоративного моделирования одежды». При этом не рекомендуется никаких конкретных программных продуктов и учебных пособий.
По результатам проведенного анализа литературных источников и школьных программ считаем, что студенты специальности «Технологическое образование» должны научиться выполнять средствами САПР такие виды моделирования:
модельное оформление контуров основных деталей;
изменение и перераспределение вытачек;
перевод вытачек;
оформление параллельного и конического расширения деталей;
оформление дополнительных членений;
оформление конструктивно-декоративных элементов конструкции и производных деталей.
В КГПУ им. В. Винниченко будущие учителя технологий изучают методы автоматизированного конструирования и моделирования одежды на 5 курсе, при изучении предмета «Инженерное проектирование одежды». На выполнение практических работ с применением САПР Грация предусмотрено 18 часов. Задания по моделированию считаем целесообразным выполнять как приложение к практическим заданиям по построению чертежей деталей, то есть работать по схеме типового проектирования «базовая конструкция – модельная конструкция».
Автором данной статьи разработано учебное пособие [1], которое, среди прочего материала по информационным технологиям в швейной отрасли, содержит методические рекомендации к выполнению ряда лабораторных работ по моделированию средствами САПР Грация.
Корректировка верхнего среза и вытачек по линии талии юбки.
Моделирование вытачки на основе прямой юбки.
Моделирование складки на основе прямой юбки.
Оформление основных деталей прямой юбки.
Оформление основных деталей брюк.
Внедрение указанного учебного пособия позволит осуществлять подготовку будущих специалистов швейной отрасли и учителей технологий, готовых использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.