logo search
sbornik / Часть 2

Литература

1. Интенсивное обучение: технологии организации образовательного процесса: практическое руководство / И.В. Шеститко [и др.]; ред. О.В. Клезович. – Светлая Роща: ИППК МЧС Респ. Беларусь, 2014. – 136 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

НА ВНЕШКОЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Ставицкая А.М., Сысоева И.А.

УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Продуманная организация внеклассной работы по трудовому обучению не просто позволяет дополнить учебно-воспитательную работу, которая ведется на уроках труда, а помогает сделать эту работу содержательнее, повысить познавательный интерес, предполагает овладение основами научных технологических знаний, приобретение умений и навыков технологической деятельности, неразрывно связанных с самобытной национальной культурой, художественным творчеством и декоративно-прикладным искусством.

Развитие детской фантазии и творческого воображения, пробуждение интереса детей к миру декоративного творчества – особая задача руководителя кружка.

Изображение на плоскости можно выполнять не только с помощью карандашей, красок, фломастеров, но и с помощью цветных нитей. Существует несколько видов изображения. Вот некоторые из них:

– вышивка – создание узоров осуществляется на ткани с помощью иголки;

– изонить – изображение осуществляется на картоне или плотной бумаге с использованием шила и иголки;

– ниточный дизайн – изображение создается на твердой деревянной основе с использованием декоративных гвоздей.

Изонить привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Эта техника также не требует дорогостоящих материалов. Техника изонити позволяет приучать ребенка к усидчивости, кропотливому ручному труду, активно развивать моторику. Она дает понятие о разных углах: величине, длине сторон, об окружности, хорде разной длины. Младшие школьники упражняются в количественном и порядковом счете, закрепляют знания о направлениях: «верх», «низ», «лево», «право»; развивают цветовое восприятие, понятие о холодных и теплых тонах, о контрасте, о том, как правильно подбирать цвет к фону, учатся различать толщину ниток, лицевую и изнаночную стороны. Также развивают абстрактное мышление, учатся владеть иглой, шилом, ниткой.

В УО «Центр детей и молодежи» г. Браслава существует много кружков по интересам, где каждый желающий может найти для себя подходящее хобби. Для любителей бисероплетения существует кружок «Сам себе мастер», для художников – «Изостудия», для любителей вышивать – «Мастерица».

Среди учащихся кружка «Мастерица» УО «Центр детей и молодежи» г. Браслава под руководством Олихвер Ю.В. было проведено анкетирование. Учащимся был предложен ряд вопросов:

  1. Чем бы вы хотели заниматься в кружке?

  2. Какие новые техники декоративно-прикладного искусства вы хотели бы освоить?

  3. Что вам особенно нравится на занятиях в кружке «Мастерица»?

  4. Что интересного вы можете предложить для того, чтобы на занятиях было интереснее?

По итогам этой анкеты был выявлен значительный интерес, направленный на изучение такой техники декоративно-прикладного искусства, как «Ниточный дизайн».

Работая в технике изонити, можно постепенно увеличивать степень сложности выполняемых работ в зависимости от уровня навыков учащегося. Так, например, младшие школьники, которые только осваивают эту технику, могут выполнять простые геометрические элементы (угол, треугольник, квадрат, круг), затем составлять из них аппликации или заготовки для открыток.

Учащиеся со средним уровнем навыков и умений могут совершенствовать технику, осваивая более сложные приемы переплетения нитей, нетрадиционные для этой техники материалы, составляя их них несложные композиции.

Учащиеся, которые достаточно успешно овладели приемами изонити, выполняют работы с различными техниками переплетения и составления элементов, трансформируя их в самые разнообразные формы.

Учитывая современные интересы молодежи и их тесное общение с интернетом и другими компьютерными технологиями, а также интерес в этом направлении, можно предложить учащимся разрабатывать эскизы в компьютерных программах, а затем переносить их на картон или доску.

В создаваемых декоративных композициях большего размера могут использоваться такие нетрадиционные материалы, как толстые шнурки, намотанные на гвозди, синтетические нити, тонкие бумажные веревки и т.д. Работа может быть украшена различными бусинами, бисером, лентами, ракушками, кусочками стекла или пластика, маленькими кусочками мягкого металла, природными материалами и т.д. В работах можно использовать элементы бумагопластики, например, аппликацию или художественное вырезание по бумаге. Техника ниточного дизайна применяется как в плоскостных работах, так и в объемных. Можно вышить узор на бумаге, а потом трансформировать саму бумагу.

Изонить комбинируют также и с другими видами декоративно-прикладного искусства, например, добавляют в работу элементы флористики, декупажа и пр. Кроме этого, работу можно решить не только в плоскости, но и перевести ее в объем путем переплетения нитей на трехмерном каркасе либо делать работу многослойной за счет длинных гвоздей.

На основании сделанного исследования интересов учащихся можно сделать вывод, что данная технология актуальна в ученической среде, пользуется интересом, поэтому рекомендуется для кружковых занятий. Ученикам можно предложить разноуровневую программу обучения, выполнение творческих проектов с применением различных материалов и техник.