Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
ФГБОУ БГУ им. Акад. И.Г. Петровского, г. Брянск
Информационно-графическая культура, являясь целостным социальным феноменом, вместе с тем представляет собой ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства. Она позволяет обеспечить полное личностно-профессиональное становление и развитие будущего учителя технологии и предпринимательства в сфере образования на данный момент и в будущем. Информационно-графическая культура (ИГК) рассматривается как интегративное, многоуровневое, профессионально значимое личностное образование, проявляющееся в овладении информационно-графическими коммуникациями в педагогической деятельности с использованием образовательных мультимедийных ресурсов.
Структура информационно-графической культуры определена информационно-коммуникативным, операционно-практическим, когнитивным, мотивационно-ценностным и креативным компонентами.
Креативный и информационно-коммуникативный компоненты представляют вариативную составляющую, трансформированную профессиональным мышлением совокупность компонентов в соответствии со спецификой профессионально-педагогической деятельности учителя технологии и предпринимательства, а когнитивный, операционно-практический и мотивационно-ценностный компоненты представляют инвариантную составляющую, включающую базовые элементы информационно-графической культуры личности студента по профилю подготовки «Технология и предпринимательство».
Формирование информационно-графической культуры представляет собой специально организованный, планомерный, целенаправленный процесс становления личности будущего учителя технологии и предпринимательства (осуществляемой в три этапа: предварительный, основной, заключительный). В связи с этим формирование информационно-графической культуры связано с решением ряда сопутствующих проблем. Во-первых, чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности, то есть профессионал должен сочетать в себе профессиональные способности, знания, умения, навыки и опыт разработки мультимедийных средств обучения.
Подобные знания, умения, навыки и опыт разработки мультимедийных средств обучения, согласно образовательного стандарта, обучаемый получает не только в Вузе, но и в школе, техникуме, лицее, обыденной жизни. Это позволяет наполнить образовательный процесс информационно-графическими средствами без создания каких-либо барьеров. Результаты самостоятельной работы студенты могут наглядно демонстрировать в мультимедийных средствах, тем самым накапливая и совершенствуя профессионально важные компетенции.
Во-вторых, формирование информационно-графической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства предусматривает создание структурно-функциональной модели, представляющей собой целостную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов: целевого, содержательного, технологического и результативно-диагностического Выявленные элементы процесса формирования информационно-графической культуры реализуются в три этапа: предварительном, основном и заключительном.
В-третьих, необходимо создать в образовательном процессе следующие организационно-педагогические условия: обеспечение положительной мотивации и актуализации потребности будущих учителей технологии и предпринимательства в информационно-графической культуре; введение спецкурса «Мультимедийные средства обучения» в образовательный процесс профессиональной подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства; самостоятельная разработка и применение будущими учителями технологии и предпринимательства образовательных мультимедийных комплексов; использование теории контекстного обучения.
Разрабатываемый будущими учителями технологии и предпринимательства образовательный мультимедийный комплекс (ОМК) представляет собой совокупность мультимедийных средств обучения, отобранных и разработанных с учетом авторской методики и программы предметной области «Технология». В этой связи определена концептуальная основа проектирования системы формирования информационно-графической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях контекстного обучения (А.А. Вербицкий, Л.В. Занкова, З.Н. Калмыкова, Н.Н. Поспелова и др.).
За основу взяты общедидактические принципы: научности, связи теории с практикой, межпредметности, преемственности, системности, доступности и др. – и специфические принципы обучения: педагогическое обеспечение личностного включения студента в образовательную деятельность; последовательное моделирование в образовательной деятельности студентов целостного содержания, форм и условий будущей профессиональной деятельности учителей технологии и предпринимательства; проблемности содержания обучения и процесса его развертывания; адекватности форм организации образовательной деятельности студентов целям и содержанию образования; ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов образовательного процесса (между преподавателем и студентами); педагогически обоснованное сочетание современных педагогических технологий; единствщ развития, обучения и воспитания личности будущего профессионала.
Достижение нового качества образования возможно за счет изменения образовательного процесса с помощью системной интеграции контекстного, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовательном пространстве вуза. ИГК будущих учителей технологии и предпринимательства может быть успешно сформирована при условии изменения их академической деятельности в квазипрофессиональную и учебно-профессиональную, с учетом внедрения в образовательный процесс смоделированных педагогических ситуаций применения разработанных ими мультимедийных средств обучения.
На сегодняшний день все работы студентов в большей степени связаны с информационными технологиями, технологиями мультимедиа. Все самостоятельные работы по каждому предмету можно организовать в образовательный мультимедийный комплекс. ОМК каждого студента может дополнить не только его портфолио, но и охарактеризовать уровень сформированности его информационно-графической культуры. Тем самым подтверждая, что ИГК – ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства. Потребуется определенное время для исследования ее формирования у обучаемых при изучении различных предметных областей и направлений.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.