Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
В условиях проектно-технологической деятельности на уроках трудового обучения главной деятельностью учителя технологий является художественно-техническая. Поэтому одним из направлений профессиональной подготовки будущих учителей технологий является формирование в процессе обучения художественно-технических умений.
Художественно-технические умения – интегративные умения, входящие в состав профессиональной компетенции учителей технологий и заключающиеся в воспроизведении созданного в воображении художественно-эстетического образа объекта на плоскости или в объемной форме с помощью выбранной техники исполнения.
Довольно часто проблемы в будущей профессиональной деятельности обусловлены низким уровнем сформированности или систематизированности художественно-технических умений во время обучения в университете. Для того чтобы выяснить причины возникновения таких проблем и знать пути их устранения, необходимо всесторонне понимать сам процесс формирования художественно-технических умений, в частности рассмотреть его психологический аспект.
Проблема формирования различных видов умений будущих специалистов нашла широкое отражение в научных трудах таких исследователей, как: А.Н. Алексюк, С.Ю. Головин, Е.Н. Кабанова-Меллер, Г.М. Коджаспиров, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, Г.В. Лиходеева, С.Д. Максименко, В.Н. Максимова, Е.А. Милерян, A.M. Новиков, К.К. Платонов, М.А. Рыков, П.А. Рудик, А.В. Скрипченко, Н.Н. Фицула, В.В. Чебышев, Л.М. Шварц и других.
Целью нашей работы является определение основных психологических положений, на которые необходимо опираться в формировании художественно-технических умений будущих учителей технологий.
Самой природе творчества на уроках трудового обучения свойственна интегративность воображения (как процесса зарождения и формирования идей – художественного) и мышления (как процесса воплощения идей в жизнь, материальную форму – технического). Соответственно, сочетание художественных и технических умений на уроках трудового обучения является естественным требованием творчества в проектно-технологической деятельности, которую должны обеспечить будущие учителя технологий. А сами художественно-технические умения имеют интегративный характер, поскольку представляют синтез двух групп умений: художественных и технических.
Развитие творческих художественно-технических способностей важно начинать как можно раньше и постоянно их совершенствовать во время обучения в школе и вузе.
Для успешного овладения профессией будущим учителям технологий нужен высокий уровень общего интеллектуального развития (восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, эрудированности), широкий круг познавательных интересов, уровень владения логическими операциями. По мнению многих психологов, оптимальное развитие интеллектуальных функций достигается в период поздней юности – ранней взрослости (в научной литературе этот период приходится на студенческие годы), а их интенсивность будет зависеть от внутренних и внешних факторов: одаренности и образования соответственно [1, с. 124]. Задача преподавателя – организовать учебный процесс так, чтобы произошло превращение этого внешнего, социального фактора во внутренний, что и будет формировать целостную структуру интеллекта студента [2]. Именно поэтому предлагаемые на занятиях задания должны заинтересовывать своим содержанием, вырабатывать интерес к плодотворной работе над усовершенствованием своих художественно-технических умений.
Формирование художественно-технических умений сопровождается соответствующим комплексом психических процессов и действий, поэтому во время обучения будущих учителей технологий необходимо учитывать психологические свойства человека и механизмы работы головного мозга.
Общеизвестным является тот факт, что в левом полушарии головного мозга сконцентрированы механизмы абстрактного, технического мышления: логический подход к восприятию мира, оперирование знаками и символами, язык и речь, аналитическая работа, линейность и рациональность. А в правом – конкретного образного, художественного мышления: интуитивный подход и образное восприятие, работа воображения, мечты, чувство ритма, восприятие цвета и музыки, ощущение целого. Работа правого и левого полушарий асимметрична, но взаимосвязана. Основы функциональной специализации полушарий мозга являются врожденными. По мере развития ребенка происходит усложнение механизмов межполушарной асимметрии и важно не упустить момент для гармоничного развития этих связей.
Будущие учители технологий как творческие люди имеют острую потребность в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи, с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.
Теория функциональной асимметрии полушарий головного мозга за последние десятилетия активно развивалась, накоплен значительный теоретический и практический материал. Однако в практической работе общеобразовательных и высших учебных учреждений довольно редко учитываются эти данные [2].
Таким образом, для развития творческих, в частности художественно-технических, способностей важно наладить совместную работу двух полушарий, научиться объединять два вида восприятия и на их основе создавать объекты труда, которые будут результатом творчества.
Не достаточно просто уметь что-то представлять, иметь интересные идеи, нужно уметь воплощать их в жизнь, подбирать целесообразные техники выполнения, пользоваться нужными инструментами, чтобы с их помощью создать творческий продукт. Постоянное внимание к познавательным возможностям, способностям учащихся, понимание сущности психических процессов и механизмов работы головного мозга способствует результативности учебно-воспитательного процесса и последующей профессиональной деятельности.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.