logo search
sbornik / Часть 2

Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В статье проанализированы возможности организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин с использованием средств информационно-коммуникационных технологий при подготовке будущих учителей технологий.

Реформирование системы образования в Украине на принципиально новых социально-экономи­ческих основах приводит к усилению внимания общества к повышению профессиональной, коммуника­тивной компетенции будущих специалистов, обеспечения их конкурентоспособности. Выполнение задач, вставших перед высшей школой, требует поиска путей совершенствования учебно-воспитательного процесса, разработки новых методов и организационных форм взаимодействия преподавателя и студента. Вместе с тем самой жизнью доказано, что только те знания, к которым студент пришел самостоятельно, благодаря собственному опыту, мнению и действиям, становятся действительно прочным его достижением. Именно поэтому высшая школа постепенно переходит от передачи информации в готовом виде к руководству самостоятельной познавательной деятельностью студентов, формирования у них опыта самостоятельной учебной работы.

Студент, который не подготовлен к самостоятельному получению новых знаний, не может развить в себе эти качества в процессе работы учителем в школе. Именно поэтому педагогические учебные заведения, которые имеют статус высших, призваны обеспечить не только высокий уровень профессиональных знаний и умений студентов, овладение ими активными методами педагогического воздействия, но и сформировать творческую индивидуальность специалиста, способного к самосовершенствованию и самообразованию, а также развитию этих качеств у своих будущих учеников [1].

Проблема организации самостоятельной работы студентов заняла ведущее место в исследо­ваниях многих педагогов, психологов и методистов (А. Леонтьева, Н. Бойко, Д. Сорс, В. Курок и др.).

Особую актуальность эта проблема приобрела с проведением реформы в области образования, с переходом на кредитно-модульную систему обучения, согласно которой на самостоятельную и индивиду­альную работу по изучению дисциплины студентом отводится от 40 до 60% объема учебного материала.

Необходимость поиска новых подходов к организации самостоятельной работы студентов в современных условиях, где информационные технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса, а помощь и контроль со стороны преподавателя заключается в том, чтобы не подавлять инициативу студента, а приучать его самостоятельно решать вопросы организации, планирования, контроля своей учебной деятельности, учитывая самостоятельность как личную черту характера, связанную с решением таких противоречий: между динамичным развитием информационных технологий, средств дидактического сопровождения и сохранением традиционных моделей обучения; между потребностями в овладении способами моделирования обучения с применением информационно-коммуникационных технологий и отсутствием реализации процессов системных технологий [2].

На сегодняшний момент нами проводится исследования и разрабатывается методика, которая позволит организовать систему методов обучения и контроля знаний студентов педвуза при изучении дисциплин машиноведческого цикла.

При разработке данной системы организации самостоятельной работы проведено структурирование содержания учебного материала, методов реализации в учебном процессе и методического обеспечения дисциплин машиноведения с учетом современного уровня требований дидактической науки; изучение индивидуальных учебных возможностей студентов с целью формирования у них интереса к знаниям, стимулирование их познавательной активности и индивидуального планирования самостоятельной деятель­ности, вооружение студентов навыками самостоятельной учебной работы, соблюдение преемственности в процессе воспитания самостоятельности на каждом этапе обучения.

Определение индивидуальных учебных возможностей студентов осуществляется через систему контроля базовых и приобретенных знаний. При этом имеют преимущество такие методы контроля, как текущий, рубежный, итоговый тестовый контроль, проверка индивидуальных расчетно-графических работ, проверка решенных заданий, написание контрольных работ. Результаты контроля анализируются и делается вывод об уровне имеющихся у студента знаний, его учебных возможностях. Согласно учебным возможностям, составляется индивидуальный план самостоятельной работы, по которому студент работает в течение определенного периода времени. Ведь при различных учебных возможностях студентов и едином плане работы часто со всеми поставленными задачами справляется только часть студентов, а часть остается в стороне учебного процесса, что и является недостатком нынешней системы планирования учебного процесса. Сам факт достижения поставленных целей стимулирует студентов к дальнейшему производительному труду и обучению, возникает интерес к получению знаний, усвоению новых компетенций.

Внедрение и творческое использование данной методической системы формирует у студентов навыки самостоятельной работы, воспитывает в них чувство самостоятельности, ответственности.

Мы считаем, что правильное функционирование системы организации самостоятельной работы позволяет не только повысить уровень усвоения знаний студентами, но и упорядочить систему компьютерного контроля и облегчить управление преподавателями учебным процессом, поскольку каждый студент будет работать по индивидуальной программе, а преподаватель знать уровень подготовки каждого студента, и в соответствии с этим можно будет применить те или иные методы контроля. Кроме того, каждый студент будет иметь временные рамки для подготовки и освоения блоков материала, а отчетность будет проводиться согласно графику.