Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
ГОУ СПО ЯО ЯТРТ, г. Ярославль, Россия
Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения определена новая структура образовательного процесса, где в вариативную составляющую базисного учебного (образовательного) плана в качестве одного из компонентов включена внеурочная деятельность школьников. В связи с этим будущему учителю технологии необходимо обладать не только знаниями в области организации внеурочной работы по технологии, но и иметь соответствующий практический опыт.
Решению вышеизложенных задач и обеспечению необходимых условий подготовки будущего учителя технологии может способствовать организация совместной педагогической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Реализация вышеперечисленных целей и задач может быть реализована при условии обеспечения определенного содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологии.
Опираясь на основные принципы общепедагогической подготовки (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.), мы определили содержательный компонент подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников, который представлен в форме интегрированной профессиональной образовательной программы.
Под интегрированной профессиональной образовательной программой (ИПОП) мы понимаем объединение различных компонентов содержания ВПО и СПО в единую профессиональную образовательную программу, применяемую в качестве связующего звена между подготовкой студентов в вузе и организацией обучения в техникуме.
ИПОП состоит из инвариативной, вариативной и практической частей.
Инвариативная часть ИПОП реализуется через дисциплины предметной подготовки общепрофессионального цикла основной программы соответствующего уровня в вузе (психология, педагогика, теория и методика обучения технологии и предпринимательству, возрастная анатомия и физиология, современные средства оценивания результатов обучения, управление образовательными системами, основы профессионального обучения). Содержание дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» было дополнено вопросами, связанными с особенностями организации работы в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности по технологии в образовательном учреждении.
Вариативная часть состоит из дисциплин предметной подготовки будущих учителей технологии: основы электрорадиотехники, радиотехника и цифровая электроника, содержание которых было адаптировано на подготовку студентов по дополнительной профессии («Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов») в техникуме, а также к организации внеклассной и кружковой работы в области радиотехники и электроники. С этой же целью были разработаны спецкурсы:
– «Многоуровневая профессиональная подготовка», где студенты осваивают основные приемы и методы диагностики и ремонта радиоэлектронной аппаратуры и приборов, знакомятся с принципами работы и взаимодействия деталей и узлов, учатся работать с технической документацией и приобретают навыки регулировочных работ. В рамках данного спецкурса студенты посещают занятия «Радиокружка» на базе техникума, вместе с обучающимися будущие учителя принимают участие в организации и реализации проектов. Студенты самостоятельно разрабатывают планы-конспекты и проводят занятия кружка. Обязательным условием для получения зачета по предмету является взаимопосещение занятий сокурсников с оформлением анализа урока. Данный спецкурс позволяет будущим учителям получить знания и умения, не входящие в программу профессиональной подготовки в вузе, но необходимые для получения дополнительной профессии в техникуме, а также они приобретают практический опыт в организации кружковой работы радиотехнической направленности.
– «Внеурочная работа по технологии» позволяющая решить следующие задачи: сформировать у студентов систему знаний о сущности, содержании и методике преподавания внеурочной работы в учебном учреждении и дополнительного образования школьников по технологии; формирование умений и навыков её организации; сформировать умения по разработке различного типа образовательных программ.
Организация спецкурсов способствует развитию исследовательской работы будущих педагогов, а именно написанию творческих работ (например, разработка образовательной программы кружка «Электро»; «Радио»; «Электронный конструктор» и т.д.), рефератов (интернет-технологии во внеурочной деятельности школьников по технологии; применение проекторной технологии при организации внеурочной деятельности; современные формы и методы организации внеурочной деятельности школьников по технологии и т.д.), разработки курсовых работ (методика электрической проверки преобразователя напряжения; зарядное устройство для аккумуляторов; электрическая проверка голосового коммутатора и т.д.) и дипломных проектов (внеурочная деятельность по основам электрорадиотехники и электроники в системе технологической подготовки школьников; организация работы кружка по электрорадиотехнике для детей-сирот; внеклассная деятельность как фактор социально-профессионального становления детей-сирот; совершенствование лабораторного практикума по ОЭРТЭ; разработка и создание лабораторного стенда по ОЭРТЭ и др.). В системе подготовки будущих учителей технологии данная форма является связующим звеном между теоретическим материалом по проблеме организации внеурочной деятельности школьников по технологии и практической деятельности студентов в качестве педагога дополнительного образования.
Практический компонент ИПОП представлен в форме технологических практик и практикума в учебных мастерских на базе техникума, на которых будущие учителя технологии собирают различного уровня радиотехнические устройства и осуществляют их электрическую проверку. Таким образом, студенты приобретают практический опыт по реализации проектной деятельности по технологии радиотехнического профиля, а также осваивают навыки, необходимые для получения дополнительной профессии в техникуме.
В состав практического компонента ИПОП входит также и педагогическая практика, которая проходит на базе школ. В программу педагогической практики было включено обязательное проведение студентами внеклассного мероприятия (кружкового занятия) по технологии. При этом студенты не только разрабатывали программу внеурочной или кружковой работы по технологии в конкретном образовательном учреждении, но и проводили занятия с применением видео, презентаций и т.д.; составляли его план-конспект с целями, задачами, содержанием и ожидаемым результатом, а также анализировали собственную деятельность. Подбирая оптимальные формы и методы для проведения занятий, студенты приобщались к творческому поиску, что является необходимым условием реализации эффективной внеклассной работы по технологии в образовательном учреждении. Отчет по педагогической практике также дополнился, а именно планом наблюдения и таблицей для сбора информации, которые они заполняют во время взаимопосещений занятий своих сокурсников.
Таким образом, реализация интегрированной профессиональной образовательной программы подготовки будущих учителей технологии к внеурочной деятельности школьников на основе взаимодействия вуза и техникума позволяет студентам повысить уровень профессиональной компетенции в области организации внеурочной работы по технологии, а также приобрести соответствующий практический опыт.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература