Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Активизация познавательной деятельности, развитие самостоятельности и творчества студентов была и остается одной из актуальных задач педагогики. Решение многих учебных, технических, тем более геометрических, задач связано со способностью обучающихся свободно оперировать пространственными формами и образами. Твердое усвоение научно достоверных знаний геометрических форм и методов их изображения на чертеже предполагает наличие развитых пространственных представлений, активного пространственно-образного мышления.
Пространственные представления, активное пространственно-образное мышление всегда были важной проблемой в профессиональной подготовке специалистов. Отсутствие черчения в средней школе (2002–2007 гг.) и дальнейшее восстановление в сокращенном вдвое количестве учебных часов, а также уменьшение учебной нагрузки по начертательной геометрии, технической графике, черчению, серьезно усложняли графическую подготовку специалистов художественных и технических специальностей в вузе. Непрерывно возрастающие требования к профессиональной подготовке специалистов обострили графическую подготовку специалистов.
Научно-теоретической основой проведения исследования процесса формирования пространственных представлений как основы графической подготовки студентов являются исследования ученых-методистов А.Д. Ботвинникова, Е.А. Василенко, В.Н. Виноградова, И.С. Вышнепольского, В.А. Гервера, Ю.Ф Катхановой, Е.Т. Жуковой, С.В. Розова, Т.И. Рыбаковой, А.Л. Терещенко и др.
Основу развития пространственных представлений составляют:
– теория – это систематическое изложение преподавателем курса с привлечением учебной литературы, электронных ресурсов, в том числе и сети интернет;
– наглядность – использование, наряду с традиционными учебно-наглядными пособиями (таблицами, моделями геометрических тел, техническими деталями, иллюстративным материалом), средств визуализации на основе компьютерных технологий);
– практика – выполнение практических заданий, предусмотренных программой учебной дисциплины. При этом необходимо отметить, что в развитии пространственных представлений и в графической подготовке в целом практический компонент является основным и включает работу над заданиями как в аудиторные часы, так и в значительной степени самостоятельно.
Каждый из выделенных компонентов имеет свои особенности.
При изложении теоретического учебного материала акцент делается на ключевых моментах содержания, отражающих его внутреннюю логику. Такое построение, во-первых, показывает студенту основную суть изучаемой дисциплины, позволяет «видеть ее в целом», а, во-вторых, ясность в понимании сути предмета создает условия для самостоятельного поиска ответов на некоторые вопросы.
Традиционные учебно-наглядные пособия естественно весьма важны как при теоретическом изложении (в лекционном курсе) учебного материала, так и в практической работе. Наглядность в графической подготовке, в целом, а в развитии пространственных представлений, в частности, имеет особое значение. Геометрические тела, различные технические детали – это трехмерные пространственные модели. Их восприятие уже изначально предполагает наличие элементарных пространственных представлений, которых иногда недостаточно для адекватного их изображения на двумерной плоскости (вычертить, нарисовать). Привлечение современных компьютерных технологий выводит процесс формирования пространственных представлений на новый уровень, поскольку использование соответствующих программ трехмерного моделирования позволяет «увидеть» модель, «повращать» ее в любой из трех осей пространства, «осмотрев» ее со всех сторон.
Выполнение практических заданий по причине сокращения учебного времени также приобретает свои особенности: сокращение их количества, изменение (оптимизация) их содержания, увеличение обьема самостоятельно выполняемых заданий.
Изучение базовых литературных источников исследователей данной проблемы, анализ подходов к разработке практических заданий и результатов их практического выполнения студентами 1–4 курсов на аудиторных занятиях и самостоятельно позволяет сделать определенные выводы:
– оптимизация содержания теоретического курса посредством выделения важнейших, ключевых компонентов в основном эффективно влияет на процесс формирования пространственных представлений;
– применение наглядных пособий и современных технических средств обучения на основе компьютерных технологий приводит к повышению эффективности процесса формирования пространственных представлений (10–15% по отдельным группам и курсам);
– педагогическое мастерство самого преподавателя, связанное с его свободным владением компьютерной техникой, знание современных образовательных технологий в значительной степени улучшают качество научно-теоретической и практической подготовки студентов по учебной дисциплине;
– четко выстроенная структура содержания графических дисциплин активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, направленную на развитие пространственных представлений и пространственно-образного мышления будущих специалистов.
Таким образом, сдерживающим моментом в осуществлении эффективной учебно-познавательной деятельности являются: недостаточно развитые пространственные представления и базовая графическая подготовка основной массы абитуриентов; слабое владение определенной части студентов компьютерной техникой на уровне базовых знаний, что приводит к сдерживанию темпов работы на занятиях и снижает эффективность занятий в целом.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.