Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Проблемы практического обучения и воспитания современного белорусского общества нацеливают на глубокую и серьезную подготовку учителей каждой специальности. Университет как тип образовательного учреждения обеспечивает реализацию этой задачи на основе высокого уровня требований к профессионализму своих выпускников, к их общетеоретическим, научно-методическим и технологическим компетенциям.
Учитель обслуживающего труда – весьма важная и востребованная профессия в условиях современного общества. Современная экономическая ситуация и интересы нашего общества требуют от школы большой работы по формированию культуры трудовой деятельности и профессиональной ориентации учащихся. Содержание данного направления деятельности, согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», охватывает множество аспектов. Речь идет не только о приобщении подрастающего поколения к труду, пониманию его роли в жизни, но и о развитии «трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительной целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта». Кроме того, учащиеся должны овладевать рядом умений, к примеру, умением оптимально сочетать «индивидуальные и коллективные формы труда», проявлять активность и творческий подход к делу, планировать ход и результаты своей деятельности [1, с. 12, 13].
Реализация столь непростой задачи требует от будущего учителя самых разнообразных знаний, в том числе и таких, которые на первый взгляд кажутся отвлеченными или не связанными непосредственно с его специализацией. Однако профессиональный педагог, работающий на будущее и содействующий воспитанию нового поколения, должен обладать не только узкопрофессиональным теоретико-методологическим багажом и свободно владеть разнообразными технологическими и практическими умениями. В наше время невозможно представить себе учителя любой специальности без активного и творческого использования полученных знаний, готовности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, высокого уровня общей культуры и нравственности. Основой для постоянного личностного роста во многом является та научно-практическая база, которая создается за время обучения в вузе.
Речь в данном случае идет о том, как может послужить учителю технологии его общая психолого-педагогическая подготовка. В процессе формирования культуры трудовой деятельности учитель использует урок как основную форму обучения. При его правильной организации педагог сможет не только передавать знания и развивать соответствующие умения школьников, но и формировать их личностные свойства и качества. Покажем эту возможность на примере.
Собранность учителя, подготовленное рабочее место, пунктуальность начала занятий – это первое средство привлечения внимания к его личности. Бодрое приветствие педагога, энергичное начало урока также готовит детей к активному восприятию его слов и действий, познанию темы. Дальнейший ход работы, связанный с объяснением и показом конкретных действий или трудовых операций, – самое важное воспитательное средство. Личный пример учителя, его умелые руки и забота о качестве понимания материала вызывают у школьников определенные эмоциональные переживания, стремление к подражанию, к достижению похожих результатов. Вовремя и уместно примененный метод поощрения играет роль дальнейшего стимула, ведет ребенка к более совершенной деятельности. Все это в сочетании с грамотным распределением времени на каждом этапе урока может и должно обеспечить закрепление умений учащихся, успешность их работы.
Как мы видим, соблюдение общих дидактических правил является определенной гарантией достижения положительного результата урока. На этом фоне следует проводить дополнительную работу по развитию качеств и свойств каждой личности. Учет возрастных особенностей учащихся выступает при этом как своеобразная база воспитательной эффективности. Имея в виду специфику трудовой учебной деятельности, подчеркнем некоторые из возрастных черт учащихся 5–9-х классов. Для подростков актуальным будет достижение значимого результата деятельности и получение на этой основе признания со стороны сверстников.
Педагог, используя технологию организации трудовой деятельности, сможет последовательно и целенаправленно подвести их к значимым личностным успехам. После первичного инструктажа и начальной организации работы учитель сможет осуществить индивидуальный подход к учащимся, оказать им своевременную помощь и моральную поддержку. Контроль должен проходить тактично, уважительно, носить характер советов или рекомендаций. Личная выдержка, спокойствие и терпение учителя, общая эмоционально-положительная, доброжелательная настроенность на взаимодействие помогут достичь взаимопонимания с подростками, «подпитывая» их потребности и интересы.
Подросткам, особенно 5-х и 6-х классов, также часто бывает свойственна импульсивность поведения, смена настроений, повышенная подвижность и энергичность. Подобные черты мешают сосредоточенности и аккуратности в работе, достижению ее качественных результатов. Учитель труда, используя прикладную направленность своего предмета, имеет возможность развивать у учеников стремление к саморегуляции и закреплять волевые свойства. Он может демонстрировать образцы трудовых действий, предлагать школьникам сравнивать с ними собственные изделия и выявлять таким образом причины несовершенства. Дополнительный тактичный контроль за работой учащихся будет выступать как еще одно важное стимулирующее средство. Таким образом, педагог сможет добиваться как конкретно-предметных, материальных, так и воспитательных, духовных результатов своей деятельности.
Как известно, подросткам свойственно и такое новообразование возраста, как «чувство взрослости». Учителю труда несложно отдавать должное этой возрастной черте учеников. Если, к примеру, предложить им участие в выставке творческих работ, самостоятельно изготовленных на уроке или во внеурочное время, то школьники вполне смогут реализовать свои потребности и получить признание окружающих. Основой для этого является их самостоятельность, оригинальность замысла и воплощения, определенный соревновательный аспект, свойственный любой выставке. Задачей учителя в этом случае является проведение необходимых консультаций, объективная и доброжелательная оценка задуманного, тактичная корректировка приемов и способов работы учащихся.
Трудовое обучение также располагает большими возможностями для практической подготовки школьников к выбору профессии, что в немалой степени отвечает возрастным потребностям подростков. Среди способов реализации этой задачи следует выделить профессиональную подготовленность и умелость учителя труда, его осведомленность в области современных, подчас весьма необычных, профессий, понимание их социальной значимости и умение доходчиво и обоснованно судить о них. Дополнительно к своей учебной работе учитель обслуживающего труда может пользоваться и средствами наглядной информации, например, оформить в мастерской сменяемый стенд о различных видах профессий, подготовить мультимедийный лекторий о наиболее востребованных направлениях трудовой деятельности, организовать выставку лучших работ учащихся в рамках данной проблемы.
Таким образом, при умелом сочетании «общественной значимости труда с личными интересами учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями», развитии «творческого характера их деятельности [2, с. 91], значительно возрастает общая эффективность профессиональной деятельности учителя обслуживающего труда.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.