logo search
sbornik / Часть 1

Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.

УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Проблемы практического обучения и воспитания современного белорусского общества нацеливают на глубокую и серьезную подготовку учителей каждой специальности. Университет как тип образовательного учреждения обеспечивает реализацию этой задачи на основе высокого уровня требований к профессионализму своих выпускников, к их общетеоретическим, научно-методическим и технологическим компетенциям.

Учитель обслуживающего труда – весьма важная и востребованная профессия в условиях современного общества. Современная экономическая ситуация и интересы нашего общества требуют от школы большой работы по формированию культуры трудовой деятельности и профессиональной ориентации учащихся. Содержание данного направления деятельности, согласно «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», охватывает множество аспектов. Речь идет не только о приобщении подрастающего поколения к труду, пониманию его роли в жизни, но и о развитии «трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительной целенаправленной деятельности по созданию общественно полезного продукта». Кроме того, учащиеся должны овладевать рядом умений, к примеру, умением оптимально сочетать «индивидуальные и коллективные формы труда», проявлять активность и творческий подход к делу, планировать ход и результаты своей деятельности [1, с. 12, 13].

Реализация столь непростой задачи требует от будущего учителя самых разнообразных знаний, в  том числе и таких, которые на первый взгляд кажутся отвлеченными или не связанными непосредственно с его специализацией. Однако профессиональный педагог, работающий на будущее и содействующий воспитанию нового поколения, должен обладать не только узкопрофессиональным теоретико-методологическим багажом и свободно владеть разнообразными технологическими и практическими умениями. В наше время невозможно представить себе учителя любой специальности без активного и творческого использования полученных знаний, готовности к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, высокого уровня общей культуры и нравственности. Основой для постоянного личностного роста во многом является та научно-практическая база, которая создается за время обучения в вузе.

Речь в данном случае идет о том, как может послужить учителю технологии его общая психолого-педагогическая подготовка. В процессе формирования культуры трудовой деятельности учитель использует урок как основную форму обучения. При его правильной организации педагог сможет не только передавать знания и развивать соответствующие умения школьников, но и формировать их личностные свойства и качества. Покажем эту возможность на примере.

Собранность учителя, подготовленное рабочее место, пунктуальность начала занятий – это первое средство привлечения внимания к его личности. Бодрое приветствие педагога, энергичное начало урока также готовит детей к активному восприятию его слов и действий, познанию темы. Дальнейший ход работы, связанный с объяснением и показом конкретных действий или трудовых операций, – самое важное воспитательное средство. Личный пример учителя, его умелые руки и забота о качестве понимания материала вызывают у школьников определенные эмоциональные переживания, стремление к подражанию, к достижению похожих результатов. Вовремя и уместно примененный метод поощрения играет роль дальнейшего стимула, ведет ребенка к более совершенной деятельности. Все это в сочетании с грамотным распределением времени на каждом этапе урока может и должно обеспечить закрепление умений учащихся, успешность их работы.

Как мы видим, соблюдение общих дидактических правил является определенной гарантией достижения положительного результата урока. На этом фоне следует проводить дополнительную работу по развитию качеств и свойств каждой личности. Учет возрастных особенностей учащихся выступает при этом как своеобразная база воспитательной эффективности. Имея в виду специфику трудовой учебной деятельности, подчеркнем некоторые из возрастных черт учащихся 5–9-х классов. Для подростков актуальным будет достижение значимого результата деятельности и получение на этой основе признания со стороны сверстников.

Педагог, используя технологию организации трудовой деятельности, сможет последовательно и целенаправленно подвести их к значимым личностным успехам. После первичного инструктажа и начальной организации работы учитель сможет осуществить индивидуальный подход к учащимся, оказать им своевременную помощь и моральную поддержку. Контроль должен проходить тактично, уважительно, носить характер советов или рекомендаций. Личная выдержка, спокойствие и терпение учителя, общая эмоционально-положительная, доброжелательная настроенность на взаимодействие помогут достичь взаимопонимания с подростками, «подпитывая» их потребности и интересы.

Подросткам, особенно 5-х и 6-х классов, также часто бывает свойственна импульсивность поведения, смена настроений, повышенная подвижность и энергичность. Подобные черты мешают сосредоточенности и аккуратности в работе, достижению ее качественных результатов. Учитель труда, используя прикладную направленность своего предмета, имеет возможность развивать у учеников стремление к саморегуляции и закреплять волевые свойства. Он может демонстрировать образцы трудовых действий, предлагать школьникам сравнивать с ними собственные изделия и выявлять таким образом причины несовершенства. Дополнительный тактичный контроль за работой учащихся будет выступать как еще одно важное стимулирующее средство. Таким образом, педагог сможет добиваться как конкретно-предметных, материальных, так и воспитательных, духовных результатов своей деятельности.

Как известно, подросткам свойственно и такое новообразование возраста, как «чувство взрослости». Учителю труда несложно отдавать должное этой возрастной черте учеников. Если, к примеру, предложить им участие в выставке творческих работ, самостоятельно изготовленных на уроке или во внеурочное время, то школьники вполне смогут реализовать свои потребности и получить признание окружающих. Основой для этого является их самостоятельность, оригинальность замысла и воплощения, определенный соревновательный аспект, свойственный любой выставке. Задачей учителя в этом случае является проведение необходимых консультаций, объективная и доброжелательная оценка задуманного, тактичная корректировка приемов и способов работы учащихся.

Трудовое обучение также располагает большими возможностями для практической подготовки школьников к выбору профессии, что в немалой степени отвечает возрастным потребностям подростков. Среди способов реализации этой задачи следует выделить профессиональную подготовленность и умелость учителя труда, его осведомленность в области современных, подчас весьма необычных, профессий, понимание их социальной значимости и умение доходчиво и обоснованно судить о них. Дополнительно к своей учебной работе учитель обслуживающего труда может пользоваться и средствами наглядной информации, например, оформить в мастерской сменяемый стенд о различных видах профессий, подготовить мультимедийный лекторий о наиболее востребованных направлениях трудовой деятельности, организовать выставку лучших работ учащихся в рамках данной проблемы.

Таким образом, при умелом сочетании «общественной значимости труда с личными интересами учащихся, их возрастными и индивидуальными особенностями», развитии «творческого характера их деятельности [2, с. 91], значительно возрастает общая эффективность профессиональной деятельности учителя обслуживающего труда.