К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
ФГБОУ ВО БГУ, г. Улан-Удэ, Россия
Федеральные государственные образовательные стандарты России (ФГОС), реализуемые на ступени начального общего образования уже несколько лет, разработаны на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов, предполагающих, что результатом образования на каждой ступени должно быть овладение учениками ключевыми компетенциями. Основная школа с 2015 г. также перешла на работу по стандартам нового поколения. Это должно способствовать совершенствованию учебных программ разных дисциплин на основе более эффективной преемственности между ступенями общего образования.
Все учебные дисциплины и предметные области вносят свой вклад в достижение этой стратегической цели образования, обеспечивая достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Если обратиться к ФГОС начального общего образования (НОО), то в качестве метапредметных результатов изучения технологии там определено, наряду с другими, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач [2, с. 9–10]. Среди предметных результатов названы: 1) «использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач»; 2) «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач» [2, с. 13–14].
Примерная основная образовательная программа начального общего образования также в качестве одного из важнейших результатов технологической подготовки школьников называет умение «выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам» [1, с. 76].
Необходимость обучения младших школьников графической грамоте диктуется не только ее исключительным значением в проектно-технической деятельности, в развитии абстрактного мышления и познавательных способностей учащихся, но и ее особой ролью в формировании коммуникативной компетенции детей. Овладение элементами графической грамоты должно пониматься учителями и школьниками не как обучение основам черчения, а как овладение особым условным языком, языком техники, позволяющим получать, сохранять и передавать значительный объем информации об объектах в очень лаконичной и точной форме. Знание этого «языка» и умение применять в разнообразных условиях творческой деятельности позволяет включить детей в особую ситуацию коммуникации, являющуюся для них новой и необычной. С методической точки зрения на уроке технологии элементы графической грамоты выступают как средство прямой и обратной связи.
Графическая грамота – это совокупность элементов обучения, направленных на формирование умений читать графические изображения и символы и использовать их в практической работе. В начальной школе они включают в свой состав как теоретические знания, так и практические умения. Теоретические знания состоят из трех компонентов:
1) условные графические обозначения и линии чертежа;
2) последовательность чтения чертежа;
3) общий порядок разметки основных геометрических фигур.
Практические умения включают сложное политехническое умение читать графическую документацию и простые политехнические умения выполнять разметку разными инструментами и приспособлениями.
В начальных классах школьники знакомятся с условными обозначениями и линиями чертежа: разметочной, размерными, осевыми, невидимого контура, монтажными, сгиба, места прокола, нанесения клея. Они обучаются разным видам разметки: рисованием, переводом, по шаблонам, трафаретам, сгибанием, с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника, циркуля). Традиционно применяются разнообразные виды графических изображений, такие, как художественные и технические рисунки, схемы, инструкционные карты, чертежи разных видов, эскизы. Вводятся элементы графической грамоты постепенно, и сразу же знания и умения закрепляются в практической работе при изготовлении конкретного изделия. Таким образом, из сложных чертежных стандартов, применяемых к конструкторской документации, для начальной школы отобран достаточный минимум требований, необходимый для правильного чтения графических изображений и позволяющий повысить эффективность работы педагога и детей на уроке технологии, усилить его развивающий потенциал.
Однако, как показывает практика работы учителей, здесь они и их ученики сталкиваются с большим количеством проблем. Наибольшие трудности младшие школьники испытывают при овладении последовательностью чтения чертежей разных видов и разнообразными приемами разметки циркулем. В первом случае учителя доводят до понимания ребенка, что прочитать чертеж – значит дать точную словесную характеристику того, что на нем изображено. А, чтобы эта характеристика была полной и последовательной, применяют памятки, с опорой на которые дети достаточно успешно овладевают этим умением, требующим от них серьезного интеллектуального напряжения и теоретических знаний. Во втором случае, при обучении разметке циркулем, сложностей возникает значительно больше. Это, прежде всего, плохая координация движений кисти руки, сильное мышечное напряжение, неправильная хватка циркуля, нарушение заданного размера, низкое качество линии при вычерчивании окружности (неравномерность толщины, незамкнутость). К сожалению, недостаточное, на наш взгляд, количество трудовых заданий, связанных с вычерчиванием и делением окружностей и другими графическими построениями, не позволяют хорошо закрепить в упражнениях правильные движения и сформировать у младших школьников устойчивое действие – чертежно-графический навык. Серьезные погрешности при выполнении разметки циркулем и даже линейкой и угольником сохраняются у большой части учеников, оканчивающих начальную школу.
Эти проблемы усугубляются тем обстоятельством, что отказ от политехнической направленности трудового обучения привел к появлению значительного числа учебных программ и учебников по технологии для начальной школы, в которых акцент делается на художественно-творческую, дизайнерскую деятельность детей в ущерб техническому творчеству. В содержательном плане элементам графической грамоты в таких программах отводится значительно меньше места, чем требуется для решения названых выше задач и реализаций требований ФГОС. Наше исследование показало, что чертежно-графическая подготовка учителей начальных классов также требует серьезного улучшения. Все это не может не отразиться на проблеме преемственности между начальной и основной школами. Учителя технологии основной школы, работающие как с мальчиками, так и с девочками, все чаще говорят о недостаточном уровне технологической подготовки выпускников начальной школы в плане сформированности у них основных трудовых умений и, прежде всего, чертежно-графических. Педагоги, работающие с пятиклассниками, на уроках технологии вынуждены организовывать своего рода «коррекционную работу», обучая учеников тому, чему их должна была научить начальная школа.
Таким образом, при разработке программ по технологии для начальной школы, строго придерживаясь требований ФГОС, необходимо учитывать, что одна из важнейших задач урока технологии – научить детей не только понимать язык техники, но и грамотно пользоваться им при выполнении работ как по техническому, так и по художественному конструированию.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература