logo search
sbornik / Часть 2

Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»

Мунасыпов И.М.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Современная концепция развития Российской Федерации основывается на восстановлении и постоянном росте промышленного потенциала государства. В целях модернизации и технологического развития экономики России в мае 2012 года была утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Целью программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в стране.

Понимая, что выбор инженерной профессии выпускником не должен быть случайным, в качестве одной из основных задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ для достижения данной цели, является задача «на основе развития эффективных форм долговременной профессиональной ориентации обеспечивать отбор абитуриентов, проявивших склонности к точным наукам и техническому творчеству, а также широко практиковать проведение смотров научно-технического творчества, организацию всесоюзных физико-математических олимпиад учащейся молодежи» [1].

В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса, глубинным понятием обучения является развитие личности. Современному обществу нужны люди, которые могут легко повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести необходимые дополнительные знания в случае необходимости, т.е. такие люди, которые могут самостоятельно учиться и самореализовываться.

Являясь единственной практико-ориентированной предметной областью, где постигаются основы проектирования и конструирования изделий (то есть азы инженерной деятельности), только «Технология» обладает эксклюзивной возможностью формирования у школьников стойкого интереса к работе инженера или техника. Здесь уместно сослаться на авторитетное мнение одного из основателей технологического образования в России Ю.Л. Хотунцева, убежденного в том, что «Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях» [2, с. 18].

Естественно, что интеллектуальное обеспечение процесса создания различных устройств, равно как и развитие технико-технологического мышления учащихся и выявление «технически» одаренных детей, в педагогической практике является исключительной функцией учителя технологии. Поэтому, наряду с хорошей психолого-педагогической и методической подготовкой, специфика его обучающей деятельности требует специальной проектно-конструкторской (инженерной) подготовки. На этом основании к современному образованию будущего учителя технологии предъявляются высокие требования, в том числе и в части формирования проектно-конструкторской компетенции.

Учебное проектирование – новация, нововведение, внедрение которого связано с объективными трудностями. Одна из них – отсутствие у педагога понимания того, что ему необходимо знать и уметь для успешного проектирования с учениками. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Учитель должен быть энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, «человеком, задающим вопросы», координатором, экспертом. Поэтому учителю, готовому работать по-новому, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, культурологические, философские, логические, технологические, методологические особенности проектной деятельности. И начинать эту подготовку следует еще в вузе, используя ранее приобретенный потенциал. В настоящее время студенты, обучающиеся по направлению «педагогическое образование», профиль «Технология», к сожалению, не в полной мере владеют навыками проектной деятельности. Тем не менее, они понимают необходимость овладения ими и имеют потребность приобрести эти навыки в процессе обучения в вузе. Поэтому необходимо активно внедрять проектные идеи в систему обучения студентов.

Формирование проектной культуры у будущих учителей технологии создаст мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечит положительный эффект вовлечения в проектную деятельность школьников, с которыми они будут работать в дальнейшем. Для повышения эффективности подготовки студентов к проектной деятельности необходимо больше уделять этому внимания; научить методам организации проектной деятельности, преподавать не только теорию, но и как можно больше практики; данную деятельность учитывать в процессе обучения и поощрять всех участвующих в этом студентов; реализовывать межпредметную связь.

Образовательный процесс в вузе необходимо выстроить таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность, которая организуется педагогом, предлагающим возможные направления их творческой деятельности, воплощенной в проекте. Взаимодействие студента и преподавателя в процессе выполнения проекта строится на основах сотрудничества, взаимопонимания и поддержки, что создает позитивную атмосферу для раскрытия творческого потенциала личности. Студенты, творчески осмысливая предложенную педагогом информацию, расширяя свои знания в процессе самостоятельного поиска и анализа необходимого материала по теме проекта, выбирая пути реализации замысла, технологические решения, а также критически оценивая результаты индивидуальной или коллективной работы, осваивают логику проектной деятельности, приобретают опыт достижения результатов в решении поставленной перед ними проблемы. Презентация и защита проекта способствуют развитию у студентов способностей представлять результаты своего труда с выигрышных позиций, а также умений аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом повышается мотивация студентов к учению, улучшается качество разрабатываемых изделий и в дальнейшем положительно влияет на уровень выполняемых курсовых и выпускных квалификационных работ.

Введение в учебный план подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» проектной деятельности как в качестве средства обучения, так и как учебной дисциплины, позволит принципиально изменить отношение к оценке роли преобразовательной деятельности в современном обществе и ориентацию выпускников школ на выбор инженерной профессии. Поскольку проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы познавательной, профессионально-трудовой, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности, то она становится одним из наиболее значимых современных методов обучения студентов.