Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
ПТ КИ СумГУ, г. Конотоп, Украина
Характерной чертой современного специалиста в условиях активизации трансформационных процессов как в обществе, так и в промышленности является его стремление к повышению профессионального уровня. Функционирование новых управленческих механизмов в организации учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении ориентировано на повышение качества образования в целом и формирования профессионального имиджа в частности.
В настоящее время возрастает потребность в современных конкурентоспособных специалистах, имеющих положительный профессиональный имидж и стремление к саморазвитию. Актуальным становится поиск новых способов всестороннего развития и разумного использования творческих сил и возможностей специалиста, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Одной из задач высшего образования в процессе профессиональной подготовки становится мотивация будущих специалистов к самоменеджменту. При этом актуальным направлением модернизации профессионального образования является формирование профессионального имиджа будущих специалистов.
Результаты исследований самоменеджмента описаны многими учёными ближнего и дальнего зарубежья, изучавшими различные аспекты этого явления. Процесс профессионального самовоспитания анализировали Л. Кондрашова и А. Мороз, методы реализации менеджмента личности изучали Л. Зайверт, Н. Лукашевич и т.д. При этом, не уменьшая значения имеющихся результатов исследования по данной теме, следует отметить, что вопрос роли самоменеджмента в формировании профессионального имиджа будущих специалистов изучен в недостаточной степени.
Цель статьи – обосновать роль самоменеджмента в формировании профессионального имиджа будущих специалистов.
Появление необходимости самоменеджмента продиктовано ускорением темпа жизни и повышением влияния внешних обстоятельств на реализацию поставленных задач. Научная организация труда становится необходимой при выборе методов для улучшения результатов собственной деятельности.
Анализ научных исследований дает возможность предположить, что «самоменеджмент как новое направление исследования возник в конце XX века в современном менеджменте вследствие психологизирования и социологизации как ответ на потребности общества более полно использовать и развивать творческий потенциал работников» [2, с. 19]. Согласимся с мнением В. Колпакова, который считает, что «современный самоменеджмент – это ежедневное последовательное и целенаправленное использование эффективных методов, приемов, технологий самостоятельного управления человеком процессом собственной жизнедеятельности, направленной на достижение успеха в профессиональной и личной жизни» [3, с. 22]. В современной практике управления самоменеджмент становится эффективным инструментом, который «предусматривает рационализацию собственных действий, оптимизацию процесса достижения целей при условии рационального использования ресурсов» [1].
Основой самоменеджмента является совершенствование, под которым мы подразумеваем путь формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Именно совершенствование своих личностных и профессиональных качеств является предпосылкой к созданию и развитию положительного профессионального имиджа, под которым понимаем сформированную в сознании общества характеристику образа представителя определенной профессии. Поэтому нами в процессе исследования самоменеджмент выделен как основа для формирования профессионального имиджа будущих специалистов. Применение техники самоменеджмента позволяет значительно увеличить творческий и профессиональный потенциал за счет разумного использования своего времени, что позволяет достигать целей самореализации в значительно более короткий срок.
Считаем верным мнение Л. Лукашевич о том, что «преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; уменьшение спешки и стрессов; больше удовольствия от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижения профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем» [4, с. 123].
Таким образом, реализация концепций самоменеджмента позволяет развить следующие ключевые навыки, необходимые для успешного профессионального роста: способность управлять собой за счет рационализации времени, энергии, умений, находчивости, повышение стрессоустойчивости, умения устанавливать четкие и реалистичные цели в соответствии с современными реалиями; постоянный личностный рост, восприимчивость к новым ситуациям и возможностям; владение техниками эффективных стратегий и управленческих подходов к принятию решений; умение влиять на окружающих, формировать рабочие группы, организовывать плодотворную командную работу; применение творческого подхода и способность к инновациям, генерированию идей и т.д. Названные позиции подтверждают важность самоменеджмента для формировании профессионального имиджа будущих специалистов.
Полученные результаты не считаются исчерпывающими и не отрицают перспектив дальнейшего исследования данной педагогической проблемы в процессе профессиональной подготовки специалистов: изучение структуры профессионального имиджа, исследование возможностей внеучебного процесса как особого компонента профессиональной подготовки, развитие диагностического инструментария оценки результатов данного процесса.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.