logo search
sbornik / Часть 2

«Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.

МБОУ СОШ № 45, г. Белгород, Россия

Происходящие изменения в современном мире коренным образом трансформируют общественное сознание, способствуют пересмотру ценностных ориентиров. Естественно, и система образования, которая определяет настоящее и будущее общества, подвергается постоянному реформированию, т.к. привычное для нас содержание во многом отстаёт от вызовов 21 века. Так, технологическое образование в рамках нынешнего содержания не согласуется с требованиями и ожиданиями участников учебного процесса. Современные школьники уже с детсадовского возраста неплохо разбираются в сотовых телефонах, смартфонах, компьютерах и других гаджетах. Приходя на уроки технологии, они вынуждены сталкиваться с примитивными, по их мнению, орудиями труда. Хотя именно такими зачастую и являются деревянные рубанки, напильники, ручные швейные машины, токарные станки середины прошлого века. Для получения первоначальных навыков обработки материалов, эти инструменты являются достаточными.

Но за несколько последних лет качественно изменились способы и средства производства, то есть то, что сейчас принято называть технологией. Один и тот же способ обработки материалов сейчас может быть реализован с помощью десятков видов порой принципиально разных технических устройств. Поэтому вполне можно согласиться с мнением Казакевича В.М., заведующего лабораторией дидактики технологии Института содержания и методов обучения РАО, что современное содержание технологического образования не способствует формированию целостного представления о техносфере и современных видах технологи­и, а ориентируется на развитие ограниченного круга трудовых навыков обучающихся по ручной или механизированной обработке конструкционных материалов [1].

Таким образом, модернизация технологического образования в школе крайне необходима уже в настоящее время. Но все имеющиеся попытки не идут далее, чем теоретическое предложение учебных программ, в которых предлагается либо сократить практические уроки технологии, либо вывести за рамки учебного времени. Это позволит сократить расходы на содержание учебно-материальной базы мастерских, а занятия проводить с использованием различных средств конструирования и моделирования (ЛЕГО, иные конструкторы, виртуальные среды). Но сможет ли общеобразовательное учреждение обеспечить такими конструкторами в достаточном количестве обучающихся школы или это придётся делать родителям учеников?

В этом вопросе интересен опыт учебных заведений. сотрудничающих с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова. На базе которого действуют центры молодежного инновационного творчества «Метаморфоза» и «Кластер». «Метаморфоза» имеет мощную образовательную составляющую. Здесь представлено редкое для учебных учреждений оборудование: 3D-принтеры, два маленьких фрезерных станка с программным обеспечением, лазерный драйвер, который способен резать мягкие материалы или наносить гравировку на более плотные материалы. Имеется возможность изготовления крупных моделей и прототипов.

«Кластер» имеет более мобильную составляющую, возможность участвовать в выставках и экспозициях. Он представляет собой площадку для научно-технического творчества и коммерциализации инновационных идей. ЦМИТ «Кластер» – это «Креативная Лаборатория Активной Самореализации, Творческого Единения и Развития», нацеленная на образование. Здесь школьники и студенты могут получить практические навыки работы с самым современным цифровым производственным оборудованием и программным обеспечением.

Центр создан на базе секции нанотехнологии в строительном материаловедении, где уже работают школьники с 4-го по 10-е классы под непрерывным руководством высококвалифицированного персонала центра. В рамках элективных, дополнительных и дистанционных курсов «Основы нанотехнологий» проходят практические и лабораторные занятия со школьниками.

Учащиеся нашей школы, посещающие эти центры, активно занимаются разработкой и реализацией собственных научных и технических проектов. А достигнутые ими результаты, говорят о правильности выбранного направления. Так по итогам конкурса «Ш.У.С.Т.Р.И.К», проводимого Ассоциацией инновационных регионов России» на IV Всероссийском фестивале науки 2014 года в Новосибирске, победу одержали представители ЦМИТ «Метаморфоза» (в форме вебинара-телеконференции) – Коротков Илья (9В класс), Байбаков Владислав (8Г класс), Паламарюк Даниил (8А класс), Жариков Игорь (8Г класс).

10 октября 2014 на втором областном фестиваль науки, проводимого при поддержке департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. Команда «Техники» – Тарасевич Андрей, Нивин Алексей, Коротков Илья, ученики 9В класса МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода, заняли 3 место в номинации «Сборка робота». Паламарюк Даниил (8А класс) и Байбаков Владислав (8Г класс) заняли 2 место в номинации «Техническое моделирование» смотра конкурса научно-технического творчества учащихся «От замысла к изобретению» в рамках фестиваля. Паламарюк Даниил и Жариков Игорь представляли Белгородскую область на форуме «Открытые инновации» проходившую в Москве в октябре 2014 года, где Игорь занял 1 место.

На Всероссийский Форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», проходившем в городе Ярославле с 4 по 7 ноября 2014, под девизом «Россияне, изменившие мир», членами делегации БГТУ им. В.Г. Шухова, которую возглавлял ректор вуза, д-р экон. наук, проф. С.Н. Глаголев, стали воспитанники центра молодежного инновационного творчества «Метаморфоза» – ученики школы № 45 города Белгорода  Илья Коротков (9 «В») и Владислав Байбаков (8 «Г»), а также их руководитель – директор ЦМИТ Виктор Бабаев.

«Благодаря тому, что мы стали заниматься в ЦМИТ «Метаморфоза», мы стали получать новые знания, смогли выигрывать конкурсы, получать награды. А поездка в Ярославль была просто незабываемой. Мы впервые оказались вдали от дома, без сопровождения родителей. И сразу в таком классном месте, – вспоминает Владислав Байбаков. – Четыре дня пролетели очень быстро, они были наполнены лекциями, деловыми играми, работой в лабораториях, работой над проектом. Из лекций больше всего запомнилась лекция по риторике – нам дали знания, которые нам очень пригодятся – ведь часто приходится выступать перед большими аудиториями, защищать свои проекты. Рассматривались  важные для нас проблемы: как завоевать внимание публики, как быть убедительным в своем выступлении и другие» [2].

Воспитанники «Метаморфозы» уже сейчас задумываются о том, кем хотят стать. Илья со знанием дела рассуждает о проблемах ядерной физики и мечтает работать в атомной энергетике. А Владислава увлекает создание принципиально новых двигателей, веществ, приборов. 

Наверное, стоит обратить внимание на подобные инновации и на государственном уровне оказывать поддержку таким инициативам. Вузы, как правило, обладают большей экономической свободой и в состоянии приобрести современное оборудование, 3D-принтеры, ручки, ЛЕГО конструкторы. Может именно в этих центрах смогут вырасти новые творцы инженерной мысли.