logo search
sbornik / Часть 2

Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.

Бурятский ГУ, г. Улан-Удэ, Россия

Процессы, происходящие в экономической, социальной, политической, культурной жизни нашей страны, неизбежно касаются и образования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, умеющие самостоятельно находить инновационные способы решения проблем и прогнозировать их возможные последствия, способные к генерированию идей, самообразованию, исследовательской деятельности, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Кроме того, существенно влияющим на характер социальных требований к системе образования фактором является развитие процессов информатизации. В условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те выпускники общеобразовательных учреждений, кто способен оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения возникающих проблем. Такая задача требует целенаправленного формирования информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений, которая определяется не только совокупностью знаний, умений и личностных качеств, но и направлена на самостоятельное получение и преобразование информации с целью решения учебных проблем.

Поиск путей эффективной технологической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений и студентов позволил выделить один из подходов к решению данной проблемы – это моделирование профессиональной подготовки студентов с учетом требований к профессиональной компетентности специалистов, включая учителя технологии и предпринимательства.

Компетентностный подход как приоритетная цель модернизации образования определяет не только основные направления его дальнейшего развития, но и стратегии педагогического процесса с целью обеспечения, с одной стороны, личностного развития обучаемого, а с другой – совершенствования профессиональной деятельности педагога.

На сегодня четко определяется разрыв между теорией и практикой, в том смысле, что компетентностный подход документационно обеспечен только в сфере профессионального образования.

В результате важно сделать следующий вывод: компетентностный подход необходим и в преподавании общеобразовательных дисциплин в ходе профессионального образования.

Компетенция – это способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях.

Основные составляющие понятия компетенции.

Знания осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом (жизни общества, основанного на знаниях, в которых предстоит жить.

Умение предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.

Отношение – к объекту, предмету и продуктивной учебно-познавательной деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе, к своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Различают три основных типа компетенций:

– профессиональные;

– мобильные;

– ключевые.

Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Ключевые – необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям.

Как было сказано выше, основная идея предполагаемого подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из обучения делать что-то, трансформироваться в оказание помощи научиться, что-то делать. В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством продуктивной учебно-познавательной деятельности. Использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, чтобы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться», означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций, используя различные стили обучения. Иными словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Принципы методики обучения

  1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.

  2. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность.

  3. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.

  4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, то есть они несут ответственность за собственное обучение.

  5. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможности осваивать компетенции в индивидуальном темпе.

Обобщая материал данной работы, можно отметить, что на современном этапе развития общества профессиональное образование становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни.

Профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без формирования мотивации на профессию и развития профессиональных качеств, основанных на компетентностном подходе.

В заключение отмечаем, что наше исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с компетентностным подходом и предполагает дальнейшее развитие в аспекте организации продуктивной учебно-познавательной деятельности старшеклассников и студентов, разработки более широкого спектра методов, приемов, средств и заданий для осуществления компетентностного подхода и уточнение условий их эффективного использования с учетом специфики различных видов и типов образовательных учреждений.