logo search
sbornik / Часть 1

Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования в Украине основывается на принципах личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, реализованных в образовательных областях, среди которых важное место занимает образовательная отрасль «Технологии», в основу которой положено формирование и развитие проектно-технологической и информационно-коммуникационной компетентностей, направленных на реализацию творческого потенциала учащихся.

Одной из задач обучения технологий является приобретение учащимися опыта осуществления проектно-технологической деятельности, решение которой предполагает привлечение учащихся к проектированию и изготовлению предусмотренных программой изделий. Анализ действующей в Украине программы трудового обучения 5–9 классов показал, что в каждом классе учащиеся привлекаются к проектно-технологической деятельности. Одной из базовых технологий, с которой знакомятся учащиеся на обслуживающих видах труда, является пошив швейных изделий. В соответствии с действующей программой она предусмотрена инвариантной составляющей в 8 классе. Формирование умений проектировать и шить швейные изделия авторы программы рекомендуют в процессе изготовления поясных изделий. К ориентировочным объектам труда относят юбку клеш; расширенную к низу; прямую; юбку-клинку; с запáхом; шорты; шорты-юбку; юбку на бретелях; фартук.

Анализ учебно-методической литературы, школьных учебников по трудовому обучению показал, что они содержат материалы, посвященные пошиву фартуков, юбок различных типов и почти отсутствуют сведения по технологии проектирования и изготовления шорт. Решению данной проблемы посвящено наше исследование.

Анализ научной, научно-методической и учебной литературы показал, что проблемой проектирования швейных изделий занимались Д. Дьюи, Н.В. Дубовая, В.Х. Килпатрик, Коллингс, Т.В. Кравченко, Л. Есть, Левин, Д. Пит, Т. Шацкий и другие.

Поясным изделием называется изделие, которое держится на талии или бедрах. К поясным изделиям относится юбка, шорты, юбка-шорты и т.д. Чтобы установить, какие из поясных изделий являются модными в этом сезоне, нами было проведено исследование, в ходе которого мы ознакомились с модными тенденциями этого года. Модельеры к модным тенденциям традиционно относят юбку, но трендом этого года являются шорты.

Также мы провели анкетирование, в ходе которого узнали, какие поясные изделия больше всего хотели бы шить ученики. К таким изделиям школьники отнесли шорты, комбинезон.

Чтобы усложнить задачу, мы в качестве объекта исследования взяли шорты с нагрудником – комбинезон. Комбинезон – цельный костюм, объединяющий брюки и верхнюю часть одежды.

Детальный анализ разнообразных информационных источников позволил установить, что в средневековой Европе комбинезоны чаще всего использовали фокусники или шуты. Такой удобный костюм не сковывал их движений и позволял выполнять сложные трюки. Далее комбинезоны чаще всего использовали в детских гардеробах. И только в 1856 году основатель бренда levi's Леви Страус сшил джинсовый комбинезон, предназначенный для рабочих. C 40-х по 70-е гг. XX века комбинезоны можно было увидеть не только в рабочей среде, но и на страницах модных журналов. Модели комбинезонов стали разнообразнее, и интерес к ним все возрастал.

Современные комбинезоны выполняются в различных стилях, в зимних и летних вариантах, в разных типах кроя, который подходит под любую фигуру. Существуют комбинезоны, выполненные как вечерние платья, как строгие офисные костюмы, как вещи для отдыха, вечеринок, спорта и др. Комбинезоны отличаются легкостью комбинирования. Одну модель можно использовать как дневной и вечерний вариант, дополнив соответствующими аксессуарами. Комбинезоны остаются актуальными на протяжении многих сезонов, меняется лишь их внешний вид и правила сочетания.

В настоящее время комбинезоны являются униформой для представителей многих профессий: шахтеров, механиков, авиаторов, космонавтов, пчеловодов, строителей, каменщиков. Удобные комбинезоны, изготовленные из материалов, не пропускающих влагу, используют также лыжники, сноубордисты, дайверы и др.

С приходом моды на маленьких собачек актуальными стали комбинезоны для животных, которые позволяют защитить животных с короткой шерстью от холода, а также являются своеобразным показателем стиля владельцев питомца.

Женские комбинезоны в наше время выполняются из различных тканей, могут иметь любую длину брючин и рукавов, дополняются ассиметрией отдельных деталей, украшаются декором и др. Комбинезоны регулярно появляются в коллекциях дизайнеров: в Cynthia Steff, Jean Paul Gaultier, Cynthia Rowley, Calvin Clein, Bottega Veneta, Vena Cava, Preen, Diane von Furstenberg, Julien Macdonald, BCBG Max Azria, Bill Blass, Giambattista Valli, Danielle Scutt и др. Комбинезон отлично смотрится как на полных девушках, так и на худых, скрывая недостатки и подчеркивая достоинства.

Мужские комбинезоны в конце века были забыты, но в 2000-х годах обновленные модели вновь представлялись в коллекциях многих дизайнеров. В весенне-летнем сезоне 2012 года надеть комбинезоны мужчинам предложили Dolce & Gabbana, Yves St Laurent, Trussardi. В коллекциях осень-зима 2012-2013 кожаную модель представил бренд Victor&rolf, джинсовую – Masha Tsigal и др.

Для подготовки к организации проектной деятельности изготовления комбинезона нами был разработан собственный творческий проект. Чтобы не тратить слишком много материалов, мы решили сшить детский летний комбинезон.

Приведенная выше характеристика комбинезонов показывает, что именно детские варианты данного изделия появились самыми первыми. В процессе проектирования мы выяснили, что комбинезон как элемент детского гардероба по сей день не сдает позиций. Его популярность объясняется тем, что целостный предмет одежды удобно надевать на ребенка. Также он защищает от ветра и холода, при этом обеспечивает достаточную свободу движений. Детский летний комбинезон должен отвечать следующим требованиям: хорошо пропускать воздух и покрывать незначительную часть тела ребенка; не ограничивать движений ребенка; иметь привлекательный для ребенка вид; конструкция должна учитывать особенности фигуры ребенка данного возраста; изготавливаться из не очень дорогих натуральных материалов.

Для создания собственной модели мы выбрали метод проектирования, которой изучается в 8-м классе – метод комбинаторики. Это позволит учащимся лучше осознать его сущность и возможности использования. Пользуясь различными информационными источниками, которые содержат информацию о комбинезоне как разновидности одежды, создали матрицу элементов детского комбинезона и с ее помощью спроектировали модель, которая больше всего соответствует установленным нами требованиям.

Проведенное маркетинговое исследование позволило убедиться, что спроектированная модель детского комбинезона будет пользоваться спросом у мам и является конкурентоспособной.