logo search
sbornik / Часть 2

Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.

Брянский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Брянск, Россия

Главной задачей российской образовательной политики в области профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Политика, реализуемая Министерством образования и науки России, ориентирована на компе­тентностную модель подготовки специалистов. В требованиях ФГОС к условиям реализации основных образовательных программ указывается: «Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий и организации внеаудиторной работы (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Учебный процесс должен предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Инновации и качество образования в области профессиональной подготовки – это темы, широко обсуждаемые и представителями высших эшелонов власти, и административными работниками, и преподавательским составом. При этом особую роль отводят вопросам работы в информационной среде и вопросам информационной безопасности. Интересы государства в информационной сфере заключаются в использовании информации и информационной инфраструктуры для обеспечения государственной политики, защиты нравственных ценностей общества, поддержания устойчивого функционирования информационной инфраструктуры, управления делами общества.

Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать. Проблемы информационной безопасности постоянно усугубляются процессами проникновения во все сферы общества технических средств обработки и передачи данных и, прежде всего, вычислительных систем. Вопросы информационной безопасности важны и в такой быстроразвивающейся сфере, как электронная торговля. Электронная торговля – это сфера общественных отношений, в рамках которой реализуется способ предпринимательской деятельности, представляющей собой продажу товаров, оформляемую посредством договоров: сделки купли-продажи (основные сделки), а также сделки, направленные на организацию электронного коммерческого оборота и обеспечивающие основные сделки (организационные сделки). Заключение внешнеторгового договора имеет транснациональный характер, а потому попадает в сферу регулирования международного частного права. При решении коллизий, связанных с порядком применения договора, часто используется место применения (место заключения договора, место нахождения, место жительства). Авторизация договорных документов, предаваемых с помощью ЭВМ, обеспечивается применением электронной цифровой подписи, хотя между контрагентами, имеющими сложившиеся связи и подробные банки данных друг о друге, она может осуществляться упрощённо. Применение электронной цифровой подписи регулируется ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [1].

Особую роль в системе средств обеспечения информационной безопасности играют организа­ционные средства, к которым относятся:

– средства кадрового обеспечения – совокупность программ подготовки кадров по направлениям информационной безопасности и используемого в процессе подготовки учебного и методического материала (основаны на системе подготовки специалистов в области информационной безопасности);

– средства материального обеспечения – совокупность объектов, выделяемых для размещения и использования сил и средств обеспечения информационной безопасности;

– средства финансового обеспечения информационной безопасности – экономические инструменты (алгоритмы, способы и методы) получения (привлечения, перераспределения) и использования денежных средств для решения поставленных задач;

– средства информационного обеспечения – информационные ресурсы (информационные фонды, банки данных), используемые при решении задач обеспечения информационной безопасности;

– средства научного обеспечения информационной безопасности – система научных теорий, концепций, взглядов и закономерностей, предназначенных для изучения происходящих в данной области процессов и явлений, анализа угроз и выработки способов и методов противодействия этим угрозам.

Перечисленные организационные методы обеспечения информационной безопасности находят практическое применение в деятельности руководства и персонала конкретного предприятия, на котором планируются и проводятся мероприятия по обеспечению информационной безопасности объектов информационной инфраструктуры, содержащих (обрабатывающих) информацию, непосредственно подлежащую защите.

В настоящее время обладание информацией позволяет контролировать решение любых проблем мирового сообщества. Она стала фактором, который может привести к крупномасштабным авариям, военным конфликтам и поражению в них, дезорганизовать государственное управление, финансовую систему, работу научных центров. Однако эффективное использование информации способствует развитию всех сфер деятельности государства в целом и отдельно взятого предприятия, в частности, и в конечном счете приводит к значительным успехам в экономике, финансах, бизнесе. При этом важным показателем образовательной системы является удовлетворенность качеством образования и оценка этой системы по сравнению с развитыми странами мира.

Переход на новые образовательные стандарты, в основе которых заложен компетентностный подход, предполагает измеримость компетенций как предмета контроля результатов обучения. На сегодняшний день это представляет собой наивысшую трудность как в теоретическом, так и практическом плане. Решать эту задачу вузам предстоит путем разработки фондов оценочных средств, сочетая лучшие достижения педагогической науки и практики с инновациями в области педагогических измерений.

Качественный уровень измерений предполагает экспертные способы оценивания, которые будут вносить долю субъективности. Если о традиционных средствах оценивания в той или иной мере осведомлены большинство вузовских преподавателей, то разработка кейс-измерителей, портфолио и компетентностных тестов ведется сравнительно недавно. Эти инновационные средства представляются как перспективные, требующие их включения в состав ФОС.