Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
УО ПГУ, г. Новополоцк, Республика Беларусь
С точки зрения возможности управления, образовательный процесс является весьма сложной и многогранной задачей, зависящей от множества взаимосвязанных и независимых процессов, отличающихся как количественно, так и качественно. Причем наибольшую сложность указанные процессы оказывают ввиду значительной доли субъективности, что в большинстве случаев становится непреодолимым барьером при разработке объективно управляемых систем. На это указывают разработки ряда авторов [1, 2], считающих решение задачи управления образовательным процессом весьма сложным, в лучшем случае сводящимся к решению задачи оптимизации и рационализации на локальном уровне.
Значительным прорывом в разработке неформальных подходов к решению задачи управления или моделирования образовательного процесса явилась разработка и внедрение новых Образовательных стандартов Республики Беларусь (2012–2013 гг.), в которых поставлены конкретные задачи в области формирования потребительского качества молодого специалиста.
За основу приняты требования к компетентности специалиста, включающей академические, социально-личностные и профессиональные компетенции, под которыми понимается:
академические компетенции – включают знания и умения по изучаемым учебным дисциплинам, а также умение учиться;
социально-личностные компетенции – включают культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, а также умение следовать им;
профессиональные компетенции – включают способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Помимо этого, в новой редакции Образовательного стандарта даны требования к указанным компетенциям специалиста, что может явиться методологической основой построения модели образовательного процесс а, как системы, связывающей исходное состояние контингента учащихся (абитуриентов) с конечным качеством специалиста, в той или иной степени специализирующегося в рамках выбранной специальности.
Целью создания концепции моделирования образовательного пространства процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования является разработка методов объективного управления и регулирования атрибутами образовательного пространства в процессе подготовки специалистов с предварительно заданными качественными характеристиками и обеспечение возможности оперативной корректировки качества подготовки в зависимости от возникающих потребностей.
В рамках поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
разработать модель образовательного пространства как совокупность компетенций специалиста, направленных на формирование или корректировку заданного качества подготовки;
разработать модель специалиста, адекватную условиям вариативности модели образовательного пространства;
разработать систему структурирования требованиям к компетентности специалиста, введение понятия их приоритетности и технологию принятия приоритетного проектного решения;
разработать методику управления компонентами требований к компетентности специалиста;
разработать методику формирования специалиста с заданными или скорректированными показателями качества.
Основополагающим элементом концепции является понятие подготовленного специалиста, как совокупности обучающих, воспитательных и технологических (производственных) качеств, приоритет которым дается на стадии начальной подготовки. При этом система моделирования может быть рассмотрена как «черный ящик», на входе в который имеется контингент учащейся молодежи (абитуриенты), а на выходе – специалисты-прикладники, специализирующиеся в области обучения, воспитания и производства.
Центральным звеном проектируемой системы является подсистема моделирования образовательного пространства [3], представляющая собой полную взаимосвязанную модель компонентов проектирования.
Требуемые качества в области обучения, воспитания и производства формируются на стадии подготовки в вузе при реализации соответствующих образовательных программ [4], что входит в юрисдикцию образовательного процесса подготовки специалиста. При этом формируется мощная информационная база, представляющая собой полную информационную модель проектируемого образовательного процесса, включающую:
типовые учебные программы;
учебные программы;
программы межпредметных связей;
программы специальных курсов;
тестовые среды;
модели специалистов;
психологические портреты учащихся;
особенности психолого-физиологического развития учащихся;
методики повышения эффективности образовательного процесса;
модели организационных структур образовательного процесса и т.п.
На данном этапе необходимо предусмотреть создание модели образовательного процесса как развивающейся системы, открытой к пополнению и модернизации, что потребует, в свою очередь, значительных организационных и временных усилий. Основными целевыми функциями разрабатываемой модели могут стать подсистемы совершенствования элементов компетентности специалиста, как совокупность трех взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем совершенствования компонентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.
Работы по созданию модели образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования проводятся в УО «Полоцкий государственный университет». На начальном этапе разработка модели производится в рамках специальности 1-02 06 01 «Технический труд и предпринимательство», являющейся, по некоторым оценкам [5], одной из наиболее сложных, с точки зрения формализации, специальностей I ступени высшего образования.
Указанная сложность связана с необходимостью формирования будущего специалиста по всем трем направлениям образовательной деятельности: обучение, воспитание и производство. Именно эти направления положены в основу типового учебного плана обучения, включающего 7828 академических часов, в т.ч. 3778 часов аудиторных занятий. Особое внимание уделено практической ориентации обучения: доля лабораторно-практических занятий составляет более 65% от аудиторных занятий. Предусмотрено проведение 5 практик общей продолжительностью 23 недели.
Все это указывает на специальность 1-02 06 01 «Технический труд и предпринимательство» как на реальный полигон проведения исследовательских работ по оптимизации структуры образовательного пространства вообще и формирования неформальных моделей управления образовательным процессом с целью получения высокопрофессионального специалиста, обладающего необходимой и достаточной для реализации поставленных задач компетентностью.
Совершенствование организационной структуры высшего образования является весьма сложной и многолетней работой. Для получения требуемого качества выпускника требуются годы целенаправленной работы. Поэтому к решению поставленной задачи, координируемой в рамках Государственной программы научных исследований на 2016–2020 гг. «Экономика и гуманитарное развитие белорусского общества» (подпрограмма «Образование») подключен коллектив специалистов кафедры «Технология и методика преподавания», включающий специалистов в области педагогики, психологии и технического труда, что является гарантией качественного выполнения поставленной задачи.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.