logo search
sbornik / Часть 2

Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.

ФБГОУ ВПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Как и во всем мире, в России наблюдается тенденция роста числа детей-инвалидов, обучение которых, наряду с другими нормативно-правовыми документами, регулируется Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», предусматривающим получение образования детьми, имеющими специальные образовательные потребности, в форме обычного обучения в общеобразовательных учреждениях, интегрированного обучения, обучения на дому и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

Слабослышащие и позднооглохшие дети обучаются в коррекционных учреждениях II вида, основная задача которых – компенсировать в той или иной мере недостаток в развитии ребенка, социально адаптировать его, подготовить к жизни и трудовой деятельности. Современные социально-экономические условия предъявляют повышенные требования к подготовке учеников школ для слабослышащих. В связи с этим нынешние выпускники учебных заведений II вида должны не только получить образование, но и быть морально, психологически и практически подготовленными к труду, к профессиональной и социальной адаптации в современном обществе, в трудовых коллективах, как глухих, так и слышащих.

Формирование трудовых умений происходит у глухих медленнее и с большими трудностями, чем у слышащих, что объясняется снижением слуха, нарушением анатомо-физиологических функций некоторых систем, в частности вестибулярного аппарата.

Учебный предмет «Технология» в специальной школе охватывает обучение школьников с 1 по 11 классы. Его особенностью является тесное единство процесса овладения знаниями с формированием и развитием словесной речи. Труд детей с недостатками слуха на уроках технологии характеризуется определенными особенностями. С одной стороны, он является умственным трудом и служит углублению, расширению и закреплению знаний учащихся, приобретенных на различных учебных предметах, с другой – на основе практических действий у школьников формируются общетрудовые, технические умения и навыки [4].

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья приходится преодолевать специфические трудности, обусловленные тем или иным дефектом ребенка. Исключительно большое значение имеет принцип индивидуального подхода к учащимся, который реализуется на всех этапах работы от первого до последнего класса. Индивидуальный подход несколько облегчается за счет малой наполняемости классов. Крайне важен и дифференцированный подход к группам школьников, обучающихся в одном и том же классе, где могут одновременно обучаться дети как со II степенью потери слуха, так и с IV степенью, также дети с сопутствующими заболеваниями.

На уроках технологии учащиеся овладевают умениями лепки, конструирования, моделирования, шитья, склеивания, организации деятельности и т.д., знакомятся с простейшими инструментами, распространенными материалами, изготовлением практически значимых предметов и объектов. При этом они учатся выполнять трудовые поручения по словесной инструкции и сопровождать выполняемую работу устной речью, интенсивно накапливают, обогащают словарь специальных терминов, овладевают навыками планирования деятельности [3].

Технологическое образование в начальной школе осуществляется на основе Программы по Трудовому обучению, представленной в сборнике «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, 2-е отделение (вариант II)» [2]. Дополнительно используется рабочая тетрадь по технологии для учащихся общеобразовательных учреждений.

В результате обучения учащиеся на уроках «технологии» производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани и других материалов). Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания. На уроках технологического труда большая часть времени отводится практическим работам. По их результатам судят об успехах всего занятия. Определяющим фактором выступает использование оптимальных форм организации практической деятельности учащихся. Творческие способности формируются так же, как любые профессиональные навыки – начиная с отработки отдельных операций, которые объединяются потом в целостную деятельность. Интеллектуальные операции и качества мыслительной деятельности не могут быть сформированы автоматически в ходе приобретения стандартных профессиональных навыков. Поэтому они требуют такой же дифференцированной тренировки, как любые навыки, чтобы затем интегрироваться в индивидуальном, неповторимом творчестве. Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели – всестороннего гармоничного развития личности.

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, надо правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности учащихся. Одним из видов активного поиска является действие выбора. Получить опыт обоснованного и продуманного выбора в школе можно, если развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы будет способствовать вариативность предметной деятельности и свобода выбора.

Методика преподавания теперь формируется «от результата», от того, что должно получиться «на выходе». Соответственно меняются способы оценки учебных достижений по курсу «технология», на основании которых можно получить достаточно убедительные данные о качестве полученного образования [1].

В качестве методов оценки для определения трудовых компетенций учащихся нами используется портфолио учащихся, их проектная деятельность.

К сожалению, в школе II вида проектная деятельность находится только в начальной стадии экспериментирования. В силу физических и психических возможностей учащихся с нарушениями слуха этот вид деятельности вызывает ряд трудностей и требует большой корректировки и адаптации для учащихся школ II вида.

В то же время о сформированности обозначенных компетенций можно судить по выполнению учащимися практических заданий, демонстрирующих уровень сформированности трудовых компетенций. Демонстрация компетенций может проводиться индивидуально или в группе в различных условиях, например, в учебной аудитории, в лаборатории, на рабочем месте. Оптимальным методом оценки компетенций может служить наблюдение за демонстрацией умений и знаний (компетенций) на рабочем месте.

Таким образом, эффективное решение проблемы формирования трудовых компетенций учащихся школы II вида становится возможным в их технологической подготовке, что позволяет выпускникам этих специальных школ быть готовыми к полноценной интеграции в социум.