Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Изменение современной цивилизации происходит в направлении приоритета интеллектуальной деятельности, выводящего научные знания в ранг базиса существования и развития новой генерации людей. Намеченная тенденция требует от системы современного образования подготовки высококвалифицированных кадров, которые должны обеспечивать возможность конкурентоспособности дематериализованной экономики.
Дематериализация в сфере экономики переориентирует потребности общества из производства материальных благ на производство услуг. Таким образом, знания выступают одновременно и в роли фактора производства и в роли продукта. Указанные изменения послужили толчком к появлению и глубокому укоренению таких новообразований в образовании, как экономика знаний и экономика образования.
Экономика образования – это отрасль экономики, определяющая место и роль системы образования в экономике, формирующая организационно-экономический механизм ее функционирования и финансирования, выражающая социально-экономическую эффективность образовательной деятельности для общества.
Одной из составляющих экономики образования является экономика знаний, которая не только характеризуется высоким интеллектом нации, органическим сочетанием науки, техники и производства, но и базируется на инновационной модели развития и методологической направленности системы образования.
В условиях актуализации экономики образования особенно остро выражается потребность в изменении подходов к подготовке будущих учителей технологий, которые, в свою очередь, должны принципиально изменить систему трудовой подготовки подрастающего поколения.
Исторический анализ изменения подходов к обучению труду в школе подтверждает истину, что система экономики и способы производства во многом определяют содержание программы обучения. Так, к примеру, для 60-х годов ХІХ столетия характерной особенностью трудовой подготовки учащихся было исключительно обучение приемам ручного труда. В начале ХХ столетия, с изменениям способов производства, со всемирным распространением индустриального производства, особое внимание на уроках труда начали уделять политехническому обучению.
Характерной особенностью трудового обучения средины ХХ века стало материальное производство и производственная деятельность учащихся. Конец ХХ-го столетия был обозначен введением в содержание трудового обучения основ выбора профессии. Неизбежной чертой современной системы трудового обучения является информационная и интеллектуальная деятельность учащихся. Целью современных учебных программ по трудовому обучению определяется цель формирования технологически образованной личности, подготовленной к самостоятельной жизни и активной преобразовательной деятельности в условиях высокотехнологического, информационного общества.
Ввиду сказанного, становится очевидным, что подготовка учителей технологий должна быть направлена на развитие творческих способностей и готовности к инновационной педагогической деятельности. Особое место следует уделять изучению основ творческой деятельности и педагогических технологий развития творческих способностей, творческого мышления, креативности учащихся.
Как правило, понятие творчество определяется как сложное, многокомпонентное явление, которое состоит из развитых способностей порождать и реализовывать новые необычные идеи, отходить от традиционных схем мышления, быстро находить решения в проблемных ситуациях, в результате чего создаются новые общественно значимые материально-духовные ценности.
Необходимым условием творчества являются творческие способности как индивидуальные приобретения личности, полученные в процессе развития задатков. Для развития творческих способностей учеников особое внимание следует уделять развитию наблюдательности, пространственного воображения (восприятие пространственных отношений и взаимосвязей), которые лежат в основе технического мышления.
Эффективным методом выявления уровня развития технического мышления можно считать решение творческих технических задач. В то же время решение технических задач не может происходить без наличия технических способностей, которые реализуются путем вовлечения учащихся в процессы поиска и использования информации, необходимой для практической деятельности.
С этой целью учащихся необходимо вовлекать в такие виды деятельности, которые обеспечивают ознакомление с актуальными направлениями науки, техники и технологии, возможностями их использования для решения технических задач; формирование конструкторских, рационализаторских, изобретательских и других способностей, общетрудовых умений, умений формулировать и решать творческие и исследовательские задачи. Оптимальным путем решения намеченных задач можно считать проектную деятельность, которая по своей сути является интегрирующей по отношению к творческой, информационной и производственной деятельности.
Для выведения совместной деятельности учителей технологии и учащихся на творческо-поисковый уровень следует применять широкий потенциал традиционных и инновационных педагогических технологий. Особое место среди педагогических технологий занимает ТРИЗ-педагогика. Среди основных ее принципов следует отметить: принцип свободы выбора (в любой деятельности предоставлять выбор действий, которые обязательно должны подчиняться нормам морали); принцип открытости (использовать открытые задачи, которые стимулируют самостоятельное генерирование идей, доказывая границы их использования); принцип деятельности (усвоение знаний, умений и навыком реализовываются в деятельности, а многочисленное вовлечение в деятельность вырабатывает автоматизм во время принятия решений); принцип обратной связи (процесс обучения требует постоянного контроля разными способами); принцип идеальности (максимально использовать возможности, интересы и знания с целью повышения результативности и снижения затрат при постоянной поддержке личной мотивации учащихся). Таким образом, ТРИЗ-педагогика не только выявляет природную одаренность, но и раскрывает творческий потенциал, обеспечивая дальнейшее развитие учащихся после окончания школы.
Подводя итоги, следует отметить, что современный образовательный процесс в целом и трудовая подготовка молодежи в частности, направлены на подготовку индивидов, способных обеспечить экономическое и культурное развитие общества активных граждан, конкурентоспособных на мировой арене.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.