Литература
1. Казакевич, В.М. Концепция проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования [Текст] / В.М. Казакевич // Школа и производство. – 2013. – № 1. – С. 4–8.
2. Семенова, Г.Ю. Реализация преемственности в школьном технологическом образовании / Г.Ю. Семенова // Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования школьников //Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны [Текст] /под ред. Ю.Л. Хотунцева, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г. – С. 180–185.
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Серебренников Л.Н., Сустретова К.Д.
ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия
Практико-ориентированное обучение является объективной необходимостью, обусловленной требованиями развития общества и выступает одним из основополагающих положений педагогики: человек как личность развивается, прежде всего, в практической деятельности. Опыт показывает, что технологическая подготовка школьников является одним из базовых компонентов системы общего образования ведущих в экономическом отношении стран, совершенствование которого находится в ряду актуальных задач перехода общества в новое качественное состояние [4, c. 155]. Теория и практика российской школы свидетельствуют о неустойчивости и перекосах в развитии системы трудового (технологического) обучения. Нарушения и ошибки в сфере технологического образования приводят к кризисным явлениям всей образовательной системы и проблемам социально-экономического развития общества [6, c. 190].
Современное состояние технологического образования в России отражает общие тенденции в экономике, связанные с зависимостью страны от добычи и продажи природных ресурсов. В этих условиях задачи функционирования общественных институтов направлены на обеспечение и развитие добывающих отраслей и распределение полученных доходов среди населения [5, c.202]. Для развития реального сектора экономики страны требуется коренная перестройка производства, способствующая росту национального дохода на основе современных технологий и эффективного труда граждан, обеспечиваемого современным уровнем науки и образования, увеличением численности и защищенности трудоспособного населения, работающего во благо своего и общего благосостояния [5, c. 204]. Задачи построения современного общества требуют надлежащего обеспечения стратегических направлений развития отечественной экономики трудовыми ресурсами, которое должно носить опережающий, перспективный характер. Примером того может служить опыт передовых в экономическом отношении стран, где технологическая подготовка учащихся играет важную роль в системе образования, будучи тесно связанной с процессами социально-экономического развития общества и трудового воспитания подрастающего поколения.
Анализ технологической подготовки школьников в зарубежных странах позволяет обобщить накопленный имеющийся опыт и тенденции в целях развития системы технологического образования в России с учетом социально-экономических условий в стране.
Среди передовых европейских стран ведущее положение занимает Германия, индустриально развитая страна, которая занимает передовые позиции в мире по объёмам экспорта и находится среди лидеров по уровню ВВП и доходам населения. Особенностью системы образования Германии является отсутствие единого государственного стандарта технологического образования, поскольку учитываются особенности входящих в неё земель и обучение школьников технологии строится в соответствии с социально-экономическими требованиями каждого отдельного региона [1, c. 67]. В системе базовой технологической подготовки школьников большое внимание уделяется изучению техники и ведению домашнего хозяйства без деления учащихся по половому признаку. При этом обучение творческой проектной деятельности составляет важный раздел прикладного обучения, для которого в школьном расписании выделяются отдельные дни. Характерной особенностью системы технологического образования в Германии является возможность получения школьниками начальной профессиональной подготовки.
С позиций изучения передового опыта и современных тенденций развития большой интерес представляет структура и организация системы технологического образования в Великобритании. Великобритания представляет собой страну с передовой и активно развивающейся экономикой, основными направлениями которой выступают машиностроение, сфера услуг и сельское хозяйство. Основная часть ВВП страны приходится на сектор услуг. Характерной особенностью в системе технологической подготовки Великобритании является организация обучения с ориентацией на инновационную технико-конструктивную деятельность (дизайн) без четкой привязки к потребностям экономики конкретного региона. Технология является одним из основных предметов в школе и должна изучаться и юношами и девушками. Целью технологического образования в стране является формирование инициативной, творческой личности, способной к активному преобразованию и развитию окружающего мира на основе изучения процессов и продуктов труда, для обеспечения человеческих потребностей, влияния технологии на общество и культуру и подготовки учащихся к освоению быстро меняющихся технологий будущего. Для достижения поставленных целей в системе технологического образования Великобритании широко используют проектное обучение, на реализацию которого отводится до 60% учебного времени [8, c. 124].
Особый интерес представляет структура и организация технологической подготовки школьников в США, как наиболее развитой и крупной стране, которая по объёму ВВП удерживает мировое лидерство. Структура экономики СШАотличается ярко выраженной постиндустриальностью и тесно связана с созданием высокоинтеллектуальных продуктов. Большая часть американскогоВВПсоздаётся в отрасляхсферы услуг. Отличительной чертой экономики страны является ориентация на современные технологии и передовую технику. Особенности экономики страны отражаются в системе технологического образования, основной целью которого является обеспечение способности граждан понимать и использовать современные технологии в различных сферах хозяйственной деятельности. При этом большое внимание уделяется обучению инновационной деятельности, выступающей характерной чертой современных технологий. Технология – один из основных обязательных предметов, начиная с детского сада, она может быть интегрирована с другими школьными предметами, наукой и искусством. При разработке учебного плана технологического образования учитываются местные условия, желания, интересы и способности учащихся. Технологическая подготовка ведется по принципу спирали, т.е. на каждом этапе обучения должны присутствовать различные учебные разделы, но по мере достижения более высокой ступени образования глубина изучения каждого модуля увеличивается. Ключевые разделы технологического образования включают в себя теоретические сведения и практическую подготовку во всех основных сферах экономики страны [2,c. 133].
Современные тенденции развития технологического образования нашли своё отражение в передовых странах различных регионов мира. Одной из азиатских стран, вызывающих широкий интерес бурным развитием своих социально-экономических процессов, является Китай. Экономика КНР занимает одно из первых мест в мире по объему ВВП. Китай является промышленно развитой космической и ядерной державой, лидирующей в мире по добыче и использованию природных ресурсов и создающей основы развития современного машиностроения и передовой электроники. Технологическое образование должно обеспечивать не только трудовое обучение и воспитание подрастающего поколения, но и заложить основы технологического развития всей страны. Для этого технологическая подготовка школьников осуществляется в повышенных объемах (3 и более часов в неделю). В начальной школе, в 1–2 классах, технология входит в комплексный предмет «Моральные качества и жизнь», а в 3–6 классах изучается дисциплина «Труд и технологии», которая включает трудовое и технологическое образование. В средних классах (7–9) в курсе «Труд и технологии» изучаются базовые технологии и основные связи в технологических процессах, черчение, проектирование, осваиваются умения практической деятельности по обработке материалов с использованием инструментов и оборудования, исследовательская, изобретательская и творческая деятельность, связанные с электроникой и робототехникой, деятельность в сфере обслуживания и решения бытовых и общественных проблем, дизайн, основы предпринимательской деятельности и т.д. В старших классах (10–12) обязательными являются курсы «Технология и дизайн» и «Информационные технологии». Направление «Общая технология» дополняется курсами по выбору. В процессе технологической подготовки школьники участвуют в комплексной практической деятельности, которая включает исследовательскую работу, общественно-полезный труд и социальные практики [7, c. 167].
Среди ведущих азиатских государств особое положение занимает Япония, система технологической подготовки школьников которой тесно связана с социально-экономическими процессами и отражает национальные особенности страны. По размеру ВВП Япония занимает 3-е место в мире, а по производительности труда и эффективности промышленного производства она находится на лидирующих позициях. В Японии получили развитие наиболее передовые технологии, связанные с электроникой, вычислительной техникой и робототехникой. Важную роль в системе образования страны играет технологическая подготовка подрастающего поколения. Целями обучения технологии являются интеллектуальное и личностное развитие ребенка, формирование ценностного отношения к окружающему миру, подготовка к труду и последующей профессиональной деятельности. В начальной школе Японии технологическое образование реализуется на основе предмета «Изобразительное искусство и «Ручной труд». В учебном процессе детей знакомят с полным технологическим циклом, в том числе с процессами получения и обработки материалов, из которых затем изготавливают изделия, при этом упор делается на новые, креативные решения, которые имеют прикладное значение. В основной школе Японии преподается предмет «Технология и домашняя экономика». В старшей школе продолжение технологического образования обеспечивает предмет «Экономика», связанный с основами современного производства и бизнеса, изучение которого осуществляется без деления классов на мальчиков и девочек. При этом изучение технологий, связанных с ведущими отраслями экономики, такими, как электроника, робототехника, транспортное машиностроение осуществляется в основном на старших этапах обучения во взаимодействии с другими предметами. [3, c. 10–11].
Изучение содержания и организации технологической подготовки в рассмотренных странах показывает, что в большинстве развитых государств технологическое образование тесно связано с прогрессивной постиндустриальной экономикой и развитым многоплановым производством. В передовых государствах Европы, Азии и Америки обучение технологии носит инновационный характер в целях формирования творческой свободной личности, способной приносить пользу себе и обществу, и практической подготовки подрастающего поколения к активному участию в социально-экономическом развитии общества. При этом указанные страны являются не только успешными с позиций развития экономики и производства, но и примерами эффективной организации технологической подготовки школьников. Таким образом, необходимо принимать во внимание данные особенности, чтобы выработать общие положения в системе технологического образования с учетом тенденций развития единого экономического пространства.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература