Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Повышение качества обучения неразрывно связано с системным подходом к управлению педагогической деятельностью на основе парадигмы личностно-ориентированного образования, обеспечивающего переход обучающегося на активную позицию педагогического самоуправления. При этом совершенствование механизмов управления системой подготовки специалистов вызывает необходимость проведения качественного комплексного и непрерывного мониторинга результатов образовательной деятельности.
Анализ организации процессов обучения в вузах развитых стран мира показал широкое применение для этих целей в большинстве из них рейтинговых характеристик студентов, так как соответствующий аппарат оценок качества знаний является удобным и эффективным инструментом влияния на уровень их подготовки.
Вместе с тем, более активное продвижение на образовательный рынок рейтинговых технологий сдерживается из-за сложности организации и проведения контроля, единого подхода к процедуре контроля, неготовности преподавателей к инновационной деятельности. При этом педагогическим коллективам требуется решать целый комплекс задач, связанных с разработкой нормативных документов, полноценных учебно-методических материалов и адаптивных педагогических программных средств и др. [1, с. 23].
В настоящее время на образовательном рынке имеется ряд информационных систем управления качеством учебно-воспитательного процесса. Однако они ориентированы в основном на решение частных задач и, как правило, разрабатываются с учетом специфики конкретного учебного заведения. Кроме этого, не всегда предоставляется информационно-коммуникационное обслуживание в необходимом объеме, что не дает возможности оперативной обработки данных контроля, их анализа и представления по запросам административных органов образования, нанимателей и потребителей образовательных услуг.
Таким образом, актуальность этой проблемы и потребность практики в решении задач по повышению эффективности образовательного процесса определили необходимость разработки научно-методической базы и педагогических программных средств, обеспечивающих информационную поддержку преподавателей и студентов в области оценивания учебных достижений по модульно - рейтинговой технологии. Причем использование данной технологии обусловлено нормативными документами учебно-методической деятельности университета.
В связи с этим нами разработан программный комплекс CVR_MSPU, который является универсальной экспертно-обучающей системой и позволяет:
автоматизировать процесс подготовки и проведения рейтингового контроля;
проводить непрерывный сопоставимый дифференцирующий контроль знаний;
интегрировать результаты контроля в суммарные показатели успешности обучения;
автоматически проводить расчет рейтинга обучаемых.
осуществлять автономную работу с базой статистической информации.
Он предоставляет возможность преподавателю задавать верхнюю и нижнюю границы области успеваемости с учетом особенностей дисциплины, контингента обучаемых, их уровня подготовки и сложности учебного материала, т.е. создавать необходимый алгоритм оценки и при необходимости применять многоуровневые критерии оценки знаний и умений (суммирующее или формирующее оценивание).
Программный комплекс CVR_MSPU разработан на объектно-ориентированном языке программирования Delphi с использованием баз данных MS Access Java, что позволяет ему функционировать на всех современных платформах и операционных системах [2].
Наличие дружественного интерфейса и подробного руководства пользователя, удобство эксплуатации, надежность системы управления базами данных делает освоение программы легким и доступным для преподавателя и студентов.
Преподаватель, при необходимости, может активно вмешиваться в ход учебного процесса, актуализировать и пополнять базу знаний, а также совершенствовать методику обучения.
Программный комплекс CVR_MSPU включает в себя три компонента (программы): TestCreator – программа для создания и редактирования тестов; TestViewer – программа для прохождения тестов; ResultManager – программа для редактирования информации о студентах и мониторинга их результатов. Все три программы используют рабочую директорию (находится на сервере по пути из файла settings.cfg), в которой хранятся базы данных (БД) с вопросами, с результатами и файлы конфигурации (рисунок).
Рисунок – Структурная схема программного комплекса
Создание тестов и их актуализация осуществляется через программу TestCreator. Добавление, удаление и изменение информации о студентах производится с помощью программы ResultManager, а непосредственно тестирование осуществляется при помощи программы TestViewer.
Разработанный педагогический программный комплекс «CVR_MSPU учитывает современные требования к проведению контроля, обладает многофункциональностью, системностью, совместимостью, возможностью модификации и позволяет автоматизировать процесс подготовки и проведения тестирования, а также обработки результатов контроля студентов с использованием всех дидактических средств представления учебной информации на базе гипермедийных и мультимедийных технологий.
Данный комплекс для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно- рейтинговой технологии прошел апробацию и внедрен в учебный процесс на инженерно-педагогическом факультете Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература