logo search
sbornik / Часть 2

Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Повышение качества обучения неразрывно связано с системным подходом к управлению педагогической деятельностью на основе парадигмы личностно-ориентированного образования, обеспечивающего переход обучающегося на активную позицию педагогического самоуправления. При этом совершенствование механизмов управления системой подготовки специалистов вызывает необходимость проведения качественного комплексного и непрерывного мониторинга результатов образовательной деятельности.

Анализ организации процессов обучения в вузах развитых стран мира показал широкое применение для этих целей в большинстве из них рейтинговых характеристик студентов, так как соответствующий аппарат оценок качества знаний является удобным и эффективным инструментом влияния на уровень их подготовки.

Вместе с тем, более активное продвижение на образовательный рынок рейтинговых технологий сдерживается из-за сложности организации и проведения контроля, единого подхода к процедуре контроля, неготовности преподавателей к инновационной деятельности. При этом педагогическим коллективам требуется решать целый комплекс задач, связанных с разработкой нормативных документов, полноценных учебно-методических материалов и адаптивных педагогических программных средств и др. [1, с. 23].

В настоящее время на образовательном рынке имеется ряд информационных систем управления качеством учебно-воспитательного процесса. Однако они ориентированы в основном на решение частных задач и, как правило, разрабатываются с учетом специфики конкретного учебного заведения. Кроме этого, не всегда предоставляется информационно-коммуникационное обслуживание в необходимом объеме, что не дает возможности оперативной обработки данных контроля, их анализа и представления по запросам административных органов образования, нанимателей и потребителей образовательных услуг.

Таким образом, актуальность этой проблемы и потребность практики в решении задач по повышению эффективности образовательного процесса определили необходимость разработки научно-методической базы и педагогических программных средств, обеспечивающих информационную поддержку преподавателей и студентов в области оценивания учебных достижений по модульно - рейтинговой технологии. Причем использование данной технологии обусловлено нормативными документами учебно-методической деятельности университета.

В связи с этим нами разработан программный комплекс CVR_MSPU, который является универсальной экспертно-обучающей системой и позволяет:

Он предоставляет возможность преподавателю задавать верхнюю и нижнюю границы области успеваемости с учетом особенностей дисциплины, контингента обучаемых, их уровня подготовки и сложности учебного материала, т.е. создавать необходимый алгоритм оценки и при необходимости применять многоуровневые критерии оценки знаний и умений (суммирующее или формирующее оценивание).

Программный комплекс CVR_MSPU разработан на объектно-ориентированном языке программирования Delphi с использованием баз данных MS Access Java, что позволяет ему функционировать на всех современных платформах и операционных системах [2].

Наличие дружественного интерфейса и подробного руководства пользователя, удобство эксплуатации, надежность системы управления базами данных делает освоение программы легким и доступным для преподавателя и студентов.

Преподаватель, при необходимости, может активно вмешиваться в ход учебного процесса, актуализировать и пополнять базу знаний, а также совершенствовать методику обучения.

Программный комплекс CVR_MSPU включает в себя три компонента (программы): TestCreator – программа для создания и редактирования тестов; TestViewer – программа для прохождения тестов; ResultManager – программа для редактирования информации о студентах и мониторинга их результатов. Все три программы используют рабочую директорию (находится на сервере по пути из файла settings.cfg), в которой хранятся базы данных (БД) с вопросами, с результатами и файлы конфигурации (рисунок).

Рисунок – Структурная схема программного комплекса

Создание тестов и их актуализация осуществляется через программу TestCreator. Добавление, удаление и изменение информации о студентах производится с помощью программы ResultManager, а непосредственно тестирование осуществляется при помощи программы TestViewer.

Разработанный педагогический программный комплекс «CVR_MSPU учитывает современные требования к проведению контроля, обладает многофункциональностью, системностью, совместимостью, возможностью модификации и позволяет автоматизировать процесс подготовки и проведения тестирования, а также обработки результатов контроля студентов с использованием всех дидактических средств представления учебной информации на базе гипермедийных и мультимедийных технологий.

Данный комплекс для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно- рейтинговой технологии прошел апробацию и внедрен в учебный процесс на инженерно-педагогическом факультете Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина.