Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
ВНТУ, г. Винница, Украина
Актуальность статьи обусловлена необходимостью повышения профессиональной компетентности будущих специалистов во время изучения дисциплин цикла охраны труда в высших учебных заведениях и, как следствие, снижения уровня производственного травматизма в Украине. Так, по данным Государственной службы горного надзора и промышленной безопасности Украины, в 2014 году произошло 6318 несчастных случаев, в том числе 548 человек погибли. Анализ травматизма подтверждает, что основной его причиной являются недостатки в обучении производственного персонала. В то же время значительная часть выпускников высших учебных заведений отмечают недостаточный уровень практической подготовки. Соответственно, повышения эффективности обучения охране труда возможно добиться за счёт использования практических инновационных педагогических методов, одним из которых может быть метод кейс-стади.
Предпосылкой внедрения метода кейс-стади в педагогику в начале ХХ века стала необходимость решения сложных экономических задач. Специалисты Гарвардской бизнес-школы одними из первых начали использовать анализ ситуаций в системе высшего образования как метод обучения по принятию решений менеджерами. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода в педагогику внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Целью статьи является обоснование целесообразности внедрения метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда.
Формирование у будущих специалистов компетентности по охране труда является гарантией обеспечения должного уровня охраны труда на производстве, поскольку от качества профессиональной подготовки зависит правильность принятия решений в опасных нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня необходимо больше уделять внимания внедрению современных инновационных технологий в процесс обучения студентов охране труда. Преподаватели, в том числе и охраны труда, должны не только иметь профессиональную компетентность, высокий уровень педагогического мастерства, но и уметь заинтересовать студентов изучению предметов цикла охраны труда. При этом они должны уметь пользоваться инновационными методами обучения, что даст возможность сформировать у студентов навыки по принятию решений в опасных нестандартных ситуациях, их моделированию.
В педагогической литературе под методом кейс-стади понимают использование в процессе обучения описания конкретных ситуаций, когда студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, которая одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, что необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. К преимуществам метода кейс-стади можно отнести: использование принципов проблемного обучения; получение навыков работы в команде; выработка навыков простейших обобщений; получение навыков презентации; получение навыков пресс-конференции и умений формулировать вопрос, аргументировать ответ, а также, дает возможность воздействовать на профессионализацию студентов, способствовать их взрослению, формировать интерес и мотивацию к учебе.
Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость не только с традиционными методами обучения, но и с современными: моделирование, системный анализ, методы проблемных ситуаций, методы классификации, игровые методы, метод мозгового штурма и т. д.).
Во время изучения дисциплины «Охрана труда в отрасли», которая читается студентам на старших курсах Винницкого национального технического университета, например, специальности 7(8) 03060101 «Менеджмент организаций и администрирования» широко используется метод кейс-стади. Эта технология эффективно применяется при выполнении лабораторной работы «Расследование несчастных случаев на производстве». Так, в соответствии с постановлением о расследовании несчастных случаев на производстве, менеджер среднего звена должен выполнить неукоснительно такие действия: безотлагательно организовать первую медицинскую помощь потерпевшему, обеспечить, в случае необходимости, его доставку в медицинское учреждение; безотлагательно сообщить работодателю о случившемся; сохранить до прибытия комиссии по расследованию несчастного случая соответствующую обстановку на рабочем месте.
Изучая только теоретические аспекты этих действий, студент по истечению определенного времени забывает пройденный материал. Следовательно, необходимо искать пути для повышения эффективности процесса обучения охране труда, ведь жизнь человека, с которым произошел несчастный случай, всецело зависит от профессиональной компетентности его коллег. В первую очередь, при оказании первой медицинской помощи, когда решения необходимо принимать быстро, логично и правильно.
Поскольку при изучении кейсов студент получает возможность на практике формировать умения и навыки, то с каждым отработанным кейсом, у него будут формироваться компетенции, которые позволят ему действовать не только по известным алгоритмам, но и быть готовым к эффективным действиям в сложных нестандартных ситуациях, которые не всегда можно предусмотреть и смоделировать в учебном процессе.
Таким образом, при изучении дисциплин цикла охраны труда с использованием метода обучения кейс-стади можно достигнуть главной цели – сформировать у студентов профессиональные компетенции по охране труда, что будет способствовать снижению уровня производственного травматизма в процессе их будущей профессиональной деятельности. Это обусловлено следующими преимуществами данного метода. Во-первых, метод кейс-стади дает возможность ориентировать будущих специалистов на решение проблемных вопросов и принятие решений в опасных нестандартных ситуациях, в том числе и на их моделирование. Во-вторых, студент получает равные права с другими участниками учебного процесса и имеет возможность самостоятельно моделировать конкретные ситуации, которые произошли в реальной жизни, а также сформировать знания, умения, навыки и компетенции по охране труда для будущей профессиональной деятельности. В-третьих, приведенный выше метод дает возможность организовать творческую конкуренцию среди студентов и мотивировать их более эффективно изучать цикл дисциплин, связанных с охраной труда.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.