Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
БГУ им. акад. И.Г. Петровского, г. Брянск, Россия
Общество эпохи глобализации отмечено нарастанием масштабных противоречий, складывающихся между низким уровнем экологической культуры населения и возрастанием степени угроз экологических катастроф.
В данном контексте особую значимость приобретают проблемы, связанные с формированием в процессе учебно-профессиональной подготовки моральных установок у студентов, подвергшихся воздействию радиационного заражения с учетом новых социально-экономических условий и экологической обстановки.
Состояние здоровья человека во многом определяется его адаптационными резервами, характером и направленностью взаимодействия в системе «организм–среда–поведение».
Отдельные аспекты особенностей проживания населения юго-западных районов Брянской области на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, следует выделить на основании проведенного анкетирования учителей, руководителей школ относительно тех или иных проявлений и изменений психики, которые возникли у школьников в условиях проживания в радиационной зоне. Учителям была предложена анкета, предусматривающая выявление изменений, наблюдающихся у школьников в последние годы в состоянии здоровья и работоспособности, в отношении к учебно-трудовой деятельности. Опрос позволил оценить причины пропуска занятий, а также планы учащихся на будущее.
Были получены ответы на вопросы от учителей, работающих непосредственно в тех классах, в которых проводилось исследование (37 анкет), а также выполняющих педагогическую работу в других классах (21 анкета). Все учителя значительно различались по возрасту и педагогическому стажу (от 1 до 33 лет).
Значительная часть учителей 5–7-х классов (78%) считают, что учащиеся удовлетворительно относятся к учебе, 26% учителей отмечают неудовлетворительное отношение школьников к учебной работе. Что касается учителей 8–9-х классов, то названные оценки составляют соответственно 86% и 14%.
Причины негативного отношения школьников к учебе учителя видят, прежде всего в социально-экономическом и политическом кризисе, переживаемом современным обществом, а также в связанных с ним изменениях в системе межличностных отношений, ценностных ориентаций и т.д. Учителя констатируют также стойкое снижение ценности образования среди учащихся и населения в целом (56%).
Слабое развитие познавательных процессов отмечают 17% учителей, низкий уровень развития способностей – 30%, ослабление здоровья как причину снижения успеваемости называют 78% учителей. Неудовлетворительное отношение к учебным занятиям многие учителя объясняют безразличием родителей к школьным делам своих детей, отсутствием контроля за их учебой и поведением. Что же касается недостатков в организации учебной работы (трудности школьных программ, отсутствие учебников и необходимой литературы, методических и дидактических пособий и т.д.), то их называют только 16% учителей.
Школьные учителя (72%) отмечают различные негативные изменения в поведении учащихся, а также наиболее типичные проявления такого поведения (например, неуравновешенность, вспыльчивость, социальная распущенность, эгоизм, агрессивность и т.п.). По их мнению, состояние здоровья школьников и их собственное значительно ухудшилось(89%). Основными симптомами ухудшения здоровья являются более быстрая утомляемость, вялость, сонливость, кровотечение из носа, жалобы на головную боль и головокружения и др.
Основной причиной ухудшения здоровья учителя считают радиоактивное загрязнение территории проживания, неудовлетворительные социальные, жилищные и бытовые условия, плохое питание и т.д. Среди негативных факторов, воздействующих на состояние здоровья учителя называют необъективные и тенденциозные сведения, которые несут средства массовой информации, в том числе радио и телевидение.
Негативные процессы в сфере физической жизни молодых людей непосредственно отражаются в системе их общих жизненных установок, незаметно, но настойчиво ведут к кризису моральных ценностей.
Интерес представляют мнения учителей и относительно жизненных планов школьников, их дальнейших перспектив. По оценке учителей, большинство школьников, особенно 8–9 классов, достаточно заинтересованно обсуждают пути получения технологического и профессионального образования.
Отмечается значительное ухудшение среди школьников профориентационной работы со стороны предприятий и организаций, ведущих отбор и профессиональную подготовку кадров. Многие школьники ориентированы на выезд из зараженных районов для получения технологического и профессионального образования.
При ответах на вопросы анкеты «Кем ты хочешь стать и почему?» учащиеся 5–7 классов достаточно определенно называют предпочитаемую профессию. В числе наиболее престижных (по мнению учащихся этих классов) являются следующие профессии: учитель общеобразовательной школы (называют 33,3% школьников из села и 24,1% из города зараженной зоны и, соответственно, 24,1% из условно чистой зоны), врач (11,1% школьников из села и 24% из города зараженной зоны и соответственно 13,8% и 25% школьников из условно чистой зоны), а также воспитатель детского сада, медсестра, парикмахер, библиотекарь, продавец, бухгалтер.
Перечень названных профессий свидетельствует о весьма недостаточном знании школьниками мира профессий ввиду слабой их информированности, узкого круга общения и ограниченности социального опыта. Учащиеся 8–9-х классов значительно лучше представляют мир профессий, причем в перечне предпочитаемых профессий, наряду с ранее перечисленными, называются такие, как водитель автобуса, машинист, слесарь, электрик, тракторист, механик, программист, юрист, шахтер, переводчик, ювелир, бизнесмен, менеджер, кондитер, космонавт и т.д. Важно отметить, что в 8–9-х классах учащиеся не только называют предпочитаемые профессии, но и соотносят эти профессии со своими способностями и возможностями. Что касается мотивации выбора профессии, то наиболее распространенными факторами являются следующие: в 5–7-х классах – пример родителей (13%), пример других взрослых (12%); привлекают какие-либо внешние стороны профессии (36%), понимание своих интересов и склонностей (36%).
В 8–9-х классах среди факторов выбора профессий несколько уменьшается роль примера родителей, зато возрастает понимание своих склонностей, способностей, а также приобретенных умений в определенной сфере практической деятельности. Что касается планов получения профессионального образования, значительная часть школьников (34% мальчиков городских и 23% сельских школ; 50% девочек городских и 30% сельских школ) намерена закончить общеобразовательную школу.
Таким образом, последствия неблагополучной экологической обстановки могут проявиться на любом уровне психической организации ребенка – от психофизиологических до личностных и социально-психологических ее характеристик, что требует комплексного подхода к обучению и развитию молодежи, проживающей на особо неблагополучных территориях.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.