logo search
sbornik / Часть 2

Бахтеева л.А.

НТГСПА, г. Нижний Тагил, Россия

Учебно-методический комплекс издательства «Мнемозина» (г. Москва) «Технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений, разработанный Л.А. Бахтеевой и А.В. Сарже под редакцией Ю.Л. Хотунцева, соответствует обязательному минимуму содержания технологической подготовки школьников России в основной общеобразовательной школе и рекомендациям федерального государственного образовательного стандарта России основного общего образования второго поколения.

В учебно-методический комплект входят рабочая программа, учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителя, электронное приложение.

Рабочая программа включает пояснительную записку, тематический план и календарно-тематический план с указанием теоретических сведений и основных видов деятельности учащихся на каждом занятии. На основе данной программы учитель сможет разработать свою рабочую программу с учетом особенностей учащихся и образовательной программы школы.

Учебники направлены на формирование у школьников технологической культуры, способствуют овладению учащимися универсальными учебными действиями и жизненно-необходимыми навыками, определению своих профессиональных планов.

В учебниках на уровне современных требований изложены основы дизайна и графики, электротехники, культуры дома, технологии обработки продуктов и текстильных материалов с элементами материаловедения и машиноведения, декоративно-прикладного творчества, проектной деятельности, даны сведения по профессиональной ориентации.

Содержание учебного материала отличается систематичностью и преемственностью изложения. Учебный материал имеет деятельностный характер изложения и направлен на практическую, исследовательскую и проектную деятельность.

Расширены методические функции учебников за счет включения в содержание современных технологий, современных способов обработки материалов и получения информации, применяемых инструментов, помогающие учителю рационально организовать учебный процесс. Особое внимание уделено подбору объектов труда, учебных и творческих проектов.

В учебниках введены новые рубрики: «Дизайн-задание», «Информация», «Опорные понятия и термины», «Полезные советы», «Вопросы и задания для обсуждения и повторения», «Компьютерная поддержка темы», «Приложение», что существенно расширяет функциональные возможности учебников и повышает мотивацию учащихся при освоении учебного материала.

Введение рубрики «Компьютерная поддержка темы» способствует формированию навыков использования информационных технологий при выполнении графических работ, учебных заданий, практических работ, учебных и творческих проектов.

В учебниках широко представлены графические работы: эскизы, чертежи, схемы, технологические карты, способствующие развитию графической грамотности обучающихся, приобщению их к графической культуре, а также развитию образного, логического и проектного мышления, интеллектуально-графических умений учащихся средствами графики.

Учебные и практические работы, учебные проекты подобраны в соответствии с темой раздела или параграфа и служат условием для закрепления теоретического материала и совершенствования индивидуальных практических навыков. Серьезное внимание уделено вопросам соблюдения школьниками научной организации труда, планированию работы, культуре труда, правилам и приемам безопасной работы.

Иллюстративные материалы дают наглядное представление последовательности выполнения учебных и практических работ, учебных творческих проектов, об элементах графической грамотности, изучаемых объектах, материалах, инструментах и приспособлениях.

Изучаемые технологии обработки продуктов, текстильных материалов, виды декоративно-прикладного творчества соответствуют возрастным возможностям обучаемых и направлены на применение в повседневной жизни, организацию досуга.

В проектной деятельности предусмотрена последовательность: учебные задания и упражнения по закреплению нового материала, практические работы – коллективные (индивидуальные) учебные проекты – самостоятельные творческие проекты. При выполнении практических работ и проектов обучаемые осваивают не только технологические приемы, но и решают задачи создания целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим, экономическим требованиям.

Изучение курса технологии ориентировано на формирование технологической, информационной, проектной, экономической, экологической, художественной и этно-художественной культуры школьников как составной части материальной и духовной культуры современного общества.

Содержание учебников позволяет познакомиться с миром профессий, при выполнении заданий (практических работ, дизайн-заданий, компьютерной поддержки) учащиеся могут оценить свои склонности и способности, осуществить профессиональное самоопределение. В завершение изучения курса выделена глава «Современное производство и профессиональное определение», направленная на систематизацию знаний основ современного производства, тенденций развития техники и технологий, выработку алгоритма определения своих профессиональных планов и дальнейшего образовательного маршрута. Большое внимание уделяется поиску, анализу, систематизации информации различных источников (справочники, Интернет-ресурсы), направленной на изучение рынка труда и учреждений профессионального образования своего региона проживания. Рекомендуется посещение с экскурсией передовых предприятий региона.

В соответствии с содержанием и структурой учебников даны рабочие тетради, направленные на организацию самостоятельной деятельности учащихся. Структура тетради позволяет учащимся кратко записывать результаты обобщения теоретических сведений урока в виде таблиц и схем, составлять алгоритм выполнения практической работы, фиксировать результаты своей исследовательской и творческой деятельности, результаты самоконтроля и самооценки.

В методическом пособии для учителя рассматриваются частные методики обучения разделам учебной программы, направленные на достижение наибольшей эффективности занятий. Указаны цель и задачи раздела учебной программы. Предложены варианты структурирования занятия, отбора и распределения его содержания, применения организационных форм обучения и форм организации учебной деятельности учащихся. Выделены методы и приёмы обучения, воспитания и контроля, критерии оценки работы учащихся. Рекомендованы приёмы работы с рабочей тетрадью, компьютером, варианты домашних заданий учащимся.

Электронное приложение включает в себя словарь ключевых слов, тестовые задания, интерактивные материалы, видео и анимации, поддерживающие различные виды учебной деятельности учащихся по освоению содержания каждого занятия.