logo search
sbornik / Часть 2

Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Социально-экономические изменения в обществе диктуют жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов. В новых условиях образовательной и социальной реальности требуется педагог-инженер, владеющий не столько специфическими знаниями, умениями и навыками в рамках сложившихся стереотипов, сколько различными формами и способами профессионально-педагогической деятельности, сочетающиvb отраслевые, педагогические, психологические и методические знания для творческого решения изменяющихся практических задач. Соответственно ставится и проблема личности педагога-инженера, который предстает не только как исполнитель институциональных, административных и методических предписаний и рекомендаций, но и как профессионал, готовый и способный в педагогических целях выходить за рамки программных требований и несущий ответственность за свой выбор. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема становления личности педагога-инженера как человека, самостоятельно и ответственно определяющего свой жизненный и профессиональный путь.

Обращаясь к концептуальным основам воспитания, отметим многих исследователей проблем личностного развития человека, которые утверждают, что формирование и воспитание личности происходит только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают у нее в процессе этой деятельности. Наиболее содержательной в данном отношении, на наш взгляд, является деятельностно-отношенческая концепция воспитания (И.Ф. Харламов, Ф.И. Иващенко, Ф.В. Кадол и др.). Например, И.Ф. Харламов, отмечая ведущую роль характера отношений для воспитания личностных качеств и свойств, утверждает, что «формирование личности происходит не только благодаря той деятельности, в которую она включается. Едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. В этом случае, на наш взгляд, будет более правильно говорить о деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические истоки личностного формирования растущего человека» [1, с. 55]. Таким образом, с точки зрения деятельностно-отношенческой концепции воспитания, под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.

При всем многообразии профессионально важных качеств в различных видах профессиональной деятельности можно выделить ряд личностных качеств, выступающих как практически важные для любого вида профессионального труда. Из собственно личностных свойств ответственность является универсальным профессионально важным качеством, характеризующим направленность личности, влияющим на процесс и результаты профессиональной деятельности через отношение к своим трудовым обязанностям.

С целью выявления мнения самих будущих педагогов-инженеров о наиболее важных личностных качествах в своей профессии, нами осуществлен анонимный анкетный опрос студентов 3 и 4 курсов инженерно-педагогического факультета. Студентам было предложено пятнадцать профессионально важных качеств расположить в порядке значимости для выполнения своих профессиональных обязанностей в будущем, присваивая им номер очереди по степени значимости (в 1-ую, 2-ую … 15-ую очередь). Всего выразили свое мнение 96 респондентов (41 студент 3-го курса и 55 студентов 4-го курса). По результатам анкетного опроса составлены диаграммы (№ 1 и № 2), где показывается, сколько процентов суммы мест очереди содержит то или другое представленное в диаграммах личностное качество (чем меньше процент, тем выше значимость качества личности, т.к. сумма мест меньше). Из диаграмм видно, что наиболее значимым качеством личности для своей будущей профессиональной деятельности студенты 3 и 4 курсов считают ответственность (3,76% и 5,67% соответственно). Студенты 3 курса ответственности придали большую значимость, возможно, такое положение объясняется тем, что они для успешной профессиональной деятельности педагога-инженера из пятнадцати предложенных качеств в своеобразный комплекс наиболее значимых вносили меньшее число качеств, а студенты 4 курса большее (проценты по качествам личности распределились более равномерно). То есть студенты старшего курса выразили мнение, что для конкретной профессиональной деятельности важны не отдельные качества как таковые, а их система (комплекс), хотя также считают ответственность важнейшим из комплекса профессионально важных для педагога-инженера.

Очевидно, студенты 4 курса, в силу лучшего знакомства со своей профессией, придают ответственности более коллективный характер (в учебной деятельности каждый усваивает свои знания сам, от успеха одного успешность учебной деятельности другого зависит лишь частично, а в профессиональной деятельности специалисты гораздо больше зависят друг от друга).

Деятельность педагога-инженера в сфере профессионального образования требует объединения усилий многих людей, от ответственности которых зависит общий успех. Поэтому важно будущих педагогов-инженеров учить адекватно оценивать свое место в общем процессе профессиональной деятельности, учить оценивать сильные стороны каждого участника образовательного процесса.

Переосмысливая накопленный опыт подготовки педагога-инженера, необходимо разрабатывать новые подходы к формированию готовности студента педвуза к деятельности в сфере профессионально-технического образования, учитывая, что он должен быть носителем культуры и основных общественных ценностей. Воспитание студента, формирующее его педагогические позиции и ценностные ориентации, зависит от содержания учебного труда, характера отношений, возникающих в учебной деятельности между её участниками. Поэтому профессиональную ответственность и другие важные качества личности будущего педагога-инженера требуется формировать в образовательном процессе, где и у преподавателя, и у студента вырабатываются навыки совместных действий, воспитываются осознанное и ответственное отношение к процессу и результату образовательной деятельности.

Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера сопряжено с осознанием и принятием студентом ответственности в качестве ценностной ориентации, внутреннего регулятора профессиональной деятельности. Речь идет о развитии потребностно-мотивационной сферы студентов в этом направлении, то есть о необходимости создавать определенные педагогические условия или ситуации – ситуации ответственной зависимости (А.С. Макаренко). Представление таких ситуаций может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ответственности как ценности – каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и неаудиторных занятий и мероприятий, и особенно в условиях организации деятельности студентов в период учебных и педагогических практик. Таким образом, у будущего педагога-инженера формируется осознанное побуждение, мотив, вызывающий необходимость проявления личности, формирование и развитие ответственности как профессионального качества, стержневого для его профессиональной деятельности.

Рассматривая процесс воспитания профессиональной ответственности педагога-инженера, следует отметить, что для того, чтобы ответственность стала свойством личности, студент должен многократно осмыслять суть профессиональной ответственности, постоянно, вариативно реализовывать её в деятельности и поведении. В этом случае ответственность приобретает смыслообразующую функцию и включается в структурe значимых отношений студента педвуза, становится серьезным основанием для организации его будущей профессиональной деятельности. Реализующая таких отношений может осуществляться в различных видах и формах учебной, патриотической, нравственно-эстетической, трудовой и спортивно-оздоровительной деятельности студентов. При этом они находятся в постоянном коллективом общении, и каждый из этих видов деятельности влечет за собой возникновение межличностных ответственных отношений, служащих основой развития соответствующего качества личности будущего педагога-инженера.

В заключение необходимо отметить, что процесс воспитания педагога-инженера сложный и многоплановый. Воспитание профессиональной ответственности осуществляется непосредственно при включении его в различные виды деятельности в рамках образовательного процесса. При этом необходимо создавать такие педагогические условия, строить такие отношения в процессе учебной деятельности, которые позволяли бы ставить студента в позицию ответственности за собственное профессиональное развитие. В организации отношений ответственной зависимости главная роль, на наш взгляд, принадлежит преподавателю. Его роль ведущая в стимулировании педагогических отношений и их рациональной организации, так как объективно в сравнении со студентом он – носитель того уровня знаний, опыта, культуры. Поэтому главным лицом, создающим воспитательные ситуации, представляющие ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность выступают образцом деятельности в педагогической сфере.