logo search
sbornik / Часть 1

Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.

УО БГПУ им. М. Танка, УО БГЭУ, г. Минск, Республика Беларусь

Обновление целей и содержания непрерывного педагогического образования с учетом социальных и экономических факторов развития общества [1] предусматривает существенное увеличение доли самостоятельной работы, что будет способствовать повышению профессиональной компетентности специалистов образования. Вместе с тем, возникает необходимость организации эффективного педагогического сопровождения индивидуальной образовательной программы на всех ступенях высшего образования. Особенно такое сопровождение актуально для студентов, получающих образование в заочной форме, тем, кто хочет повысить эффективность своей учебной деятельности или устранить академические проблемы. Для магистрантов, аспирантов, начинающих преподавателей педагогическое сопровождение может выступать важным фактором профессионального, карьерного и личностного роста.

С целью оказания помощи данным категориям субъектов образования в БГПУ создана виртуальная консалтинговая служба [2], в рамках которой пользователям предоставляется возможность активного взаимодействия с информационно-образовательными средствами. Для эффективного функционирования виртуальная консалтинговая служба должна обладать рядом характеристик: гибкость, целостность, открытость, вариативность, полифункциональность, интерактивность, визуализация, оперативность обратной связи на образовательные достижения, свободный доступ к разнообразным источникам информации, возможность организации индивидуальной работы субъектов, и т.д. Использование интерактивных возможностей платформы Moodle позволило достаточно полно реализовать образовательный диалог, одной из сторон которого является контент информационного образовательного ресурса.

Виртуальная консалтинговая служба представлена вводным модулем и пятью тематическими: «Рефлексирующий преподаватель»; «Основы дизайна учебного курса»; «Самоменеджмент студентов, или как успевать учиться с удовольствием и пользой для себя?»; «Стратегии овладения навыками письма и чтения на основе стиля мышления»; «Культура академического письма сквозь призму международных требований». Основное функциональное назначение каждого модуля состоит в том, чтобы обеспечить получение разного типа обратной связи от клиента (студента, магистранта, преподавателя) к консультанту в процессе освоения содержания тематических модульных элементов.

Чтобы пользователь мог легко ориентироваться в учебном материале, содержание модульных элементов структурировано при помощи элемента «пояснение». Разделы, подразделы и темы внутри модулей выделялись разным начертанием и размером шрифта, а также соответствующим изображением. Материал разделов разбивался на «Практические задания», «Контрольно-диагностические задания», «Полезные и необходимые материалы». При необходимости в конце изучения модуля размещались «Итоговые оценочные задания».

Элемент «файл» позволяет разместить готовые текстовые (или любые другие) материалы в нужном разделе модуля. В рамках виртуальной консалтинговой службы это были мануалы по освоению курса, рабочие тетради и отдельные полезные материалы. Чтобы не перегружать файлами пространство модуля, целесообразно использовать элемент «папка».

При организации информации внутри модулей использовались следующие интерактивные элементы курса: «Лекция», «Задание», «Тест», «Глоссарий», «Форум».

С помощью элемента курса «Лекция» теоретический материал разбивается на несколько логических частей, разделов. В каждой части клиенту предлагается ответить на вопрос, определяющий усвоение пройденного материала. Переход к следующей части разрешается только после правильного ответа на вопрос. На неправильные ответы консультант может дать соответствующий комментарий.

Комплексные учебные задания на отработку и применение соответствующих способов, действий, умений. Элемент курса «Задание» позволяет консультанту ставить задачу, которая требует от клиента ее решения – ответа в электронном виде с использованием возможности загрузить его на сервер или с последующей пересылкой по e-mail.

Также платформа Moodle содержит обучающие тестовые задания открытого и закрытого типа, которые можно использовать как инструмент тренировки, закрепления, самопроверки усвоения знаний. В данном случае оценивание, тем более автоматическое, носит функцию обратной связи, и с точки зрения оказания консалтинговых услуг принципиально не столько количество ошибок, сколько динамика их уменьшения.

Элемент курса «Глоссарий» позволяет создавать и редактировать список определений, как в уже предложенном консультантами словаре, так и в открытом для создания новых записей (статей). В последнем случае в этом процессе участвуют не только консультанты, но и субъекты, обращающиеся в консалтинговую службу. Таким образом, данный элемент также дает возможность взаимодействия и коллективной работы и консультанта и субъектов образовательного запроса. В деятельности консалтинговой службы данная опция может использоваться для формулирования клиентами запроса на уточнение своего понимания категориально-понятийного аппарата.

Поле «Тип глоссария» имеет несколько вариантов: «Главный глоссарий», «Вторичный глоссарий», при этом все модульные элементы объединяет один главный глоссарий, который не может изменяться субъектами консалтинговой службы, а только консультантами. Очень важной особенностью работы с глоссарием, с точки зрения интерактивного взаимодействия, является возможность клиентам повторно определять один и тот же термин (поле «Разрешить более одной статьи на одно слово»), и обсуждать его, если он имеет неоднозначное толкование (поле «Разрешены комментарии по записям»). Система также предусматривает возможность контроля консультантом выкладываемых версий определения понятий субъектами (для этого используется поле «Статьи одобрены по умолчанию»). Система Moodle автоматически создает ссылку на соответствующую словарную статью всякий раз, когда это слово появляется где-либо в модульных элементах.

«Форум» – это средство общения участников консалтинговой службы (консультанта и клиентов) при изучении модульных элементов. Форум – инструмент ведения обсуждений на различные темы, при этом каждый участник может либо начать новое обсуждение (тему, вопрос), либо участвовать в уже существующих обсуждениях. «Форум» может рассматриваться как один из самых популярных инструментов для организации интеракции между консультантом и субъектами (студентами, магистрантами, преподавателями). На форуме возможны разные формы и регламенты коммуникации, которые установит консультант. В каждом модульном элементе Moodle дает возможность создания нескольких форумов.

В рамках консалтинговой службы может работать несколько типов форумов: «дискуссионный», ориентированные на обсуждение разных точек зрения; «принятия решений», направленный на поиск решения некоторой проблемной ситуации (ответы на вопрос «что делать?»); «обмен опытом» (ответы на вопрос «как это было у меня?»). Важно, чтобы в поле «Вступление для форума», предназначенном для размещения введения, было помещено соответствующее целевому виду обсуждения сообщение: проблематизирующее, мотивирующее, ободряющее и т.п.

Элемент курса «Форум» группируются по темам модульных элементов виртуальной среды консалтинговой службы. После создания темы каждый участник дискуссии может добавить к ней свой ответ или прокомментировать уже имеющиеся ответы. Для того чтобы вступить в дискуссию, пользователь может просто просмотреть темы дискуссий и ответы, которые предлагаются другими. Это особенно удобно для новых членов группы, для ускорения ориентации в содержательном продвижении в теме. История обсуждения этих проблем сохраняется в базе данных. Пользователь также может сыграть и более активную роль в обсуждении, предлагая свои варианты ответов, комментарии и новые темы для обсуждения.

«Форум» может использоваться и как доска объявлений. В начале каждого модульного элемента по умолчанию создается особый тип форума – Новости или Новостной форум. Такая возможность обеспечивает оперативность деятельности консалтинговой службы. В данном элементе предусмотрена возможность немедленной рассылки информации всем участникам, подписанным на форуме (опция «Разослать немедленно»).

Изложенные подходы к использованию интерактивных возможностей платформы Moodle для организации виртуальной консалтинговой службы открывают перед учреждениями образования широкий простор для организации педагогической поддержки субъектов образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей формирования профессиональных качеств в рамках целостного развития личности и совместного творчества.