logo search
sbornik / Часть 2

Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.

НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия

В связи со вступлением России в Европейское образовательное сообщество (Болонское соглашение, 2003 г.) возрастает актуальность модернизации высшего профессионального образования в России, направленной на повышение его качества, доступности, конкурентоспособности на мировом рынке труда и мобильности студентов и преподавателей. В частности, совершенствование техно­логического образования подрастающего поколения, начавшееся в начале ХХI века, потребовало разработки и реализации новых подходов к профессиональной подготовке студентов - будущих учителей технологии.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в 2011 г. на кафедре педагогики, технологий и ремёсел (ПТР) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) была начата подготовка учителей технологии по двухуровневой системе бакалавриат-магистратура. С учетом требований ФГОС по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология» бакалавр технологического образования должен уметь конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса преподавания технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, проектировать и использовать в практике обучения новое содержание учебных предметов и образовательные технологии.

Поиск путей повышения качества подготовки педагогических кадров в условиях перехода на двухуровневую подготовку определил выбор приоритетного направления научно-исследовательской работы кафедры ПТР НовГУ – разработку системы методико-технологической подготовки студентов, которая является важной составляющей профессиональной подготовки будущих учителей технологии и основана на проектной организации обучения. Будущие педагоги, включаясь в проектную деятельность с первого курса обучения в университете, должны знать основы педагогического проектирования, обладать высоким уровнем сформированности проектировочных и конструктивных умений [5].

Выполненные теоретико-поисковые исследования и анализ современного состояния теории и практики подготовки бакалавров технологического образования в вузах позволили обоснованно, с научных позиций, подойти к проблеме разработки и управлению системой методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности, которая включает аналитический, теоретический, проектно-экспериментальный и оценочно-экспериментальный этапы.

На первом, аналитическом, этапе изучены социальный заказ, Государственные образовательные стандарты направлений «Технологическое образование» и «Педагогическое образование», программа школьной образовательной области «Технология», нормативные документы средней и высшей школ, проанализирован опыт работы других педагогических вузов.

На теоретическом этапе рассмотрены различные теоретические модели профессиональной подготовки студентов и разработана система методико-технологической подготовки учителей технологии на основе проектной деятельности. Определены концептуальные положения проектирования данной системы, которыми являются: системный, интегративный, личностно-деятелъностный подходы к проектированию педагогической системы и ориентация на творческое развитие и саморазвитие студентов. Обоснованы основополагающие принципы проектируемой системы. Наряду с общепринятыми дидактическими принципами (научности, доступности, систематичности и последовательности) определены в качестве основополагающих следующие принципы развивающего обучения: системности, преемственности и профессиональной направленности.

На проектно-экспериментальном этапе разработки системы методико-технологической подготовки студентов определен перечень учебных дисциплин, разработана структурно-логическая последовательность их изучения, предложен единый алгоритм проектирования учебного процесса по каждой дисциплине. Особенностью данного этапа является то, что его реализация проходит в процессе активного взаимодействия студентов и преподавателей университета с учителями общеобразовательных школ.

Первым компонентом алгоритма проектирования процесса обучения является разработка целей и задач учебных дисциплин, основывающаяся на сформулированных перспективных, направляющих и рабочих целях дисциплин методико-технологической подготовки студентов. Перспективная цель заключается в подготовке профессионально компетентного, творческого специалиста, имеющего достаточный уровень фундаментальной предметной, технико-технологической, общепрофессиональной подготовки, способного реализовывать полученные при обучении знания, умения и навыки в практике проектирования современных педагогических технологий (в том числе метода проектов) обучения школьников по программе «Технология».

Следующим компонентом алгоритма является процесс формирования умений проектной деятельности у будущих учителей технологии. Включение студентов в этот вид деятельности создает мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечивает положительный эффект вовлечения в проектную деятельность школьников, с которыми они будут работать в период педагогических практик. Для этого образовательный процесс в вузе выстраивается таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность [1]. Освоив базовые знания по основам дизайна, творческо-конструкторской деятельности и получив практическую подготовку на технологических практикумах в учебных мастерских на младших курсах, студенты получают возможность воплотить свои творческие замыслы при выполнении учебных проектов по дисциплинам специализации. В процессе разработки и реализации учебных проектов студенты осваивают алгоритм преобразовательной деятельности в ходе многократной разработки и изготовления изделий, удовлетворяющих конкретным потребностям. Выполняя проекты, они приобретают новые знания и умения, учатся их интегрировать и использовать в практической деятельности. При этом возрастает их мотивация к учению, повышается качество готовых изделий. Конкурсы проектов, проводимые в университете в Дни науки, стимулируют интерес и инициативу студентов. При использовании метода проектов изменяется роль университетского преподавателя в учебном процессе – сокращаются функции передачи знаний в готовом виде, а возрастает его роль как консультанта. Проектный подход используется также при проведении курсового проектирования на старших курсах, когда студенты разрабатывают более сложные проекты, в которых используются знания и умения из различных дисциплин.

Приоритетным направлением в методической подготовке студентов является, на наш взгляд, обучение их методике и организации учебного проектирования на уроках технологии в школе. На практических занятиях курса «Теория и методика преподавания технологии» и в ходе самостоятельной работы студенты разрабатывают педагогические проекты. Аналогичные проекты выполняются учителями в школе с целью подготовки и управления учебным проектированием. В рамках педагогических проектов студенты разрабатывают методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников, а также дидактические материалы (упражнения, задания, тесты и т.д.).

Практическое освоение методики обучения технологии с использованием метода проектов студенты осуществляют в ходе педагогических практик, которые организуются, в первую очередь, на базе экспериментальных школ. В это время студенты совместно с учителями апробируют подготовленные ранее педагогические проекты, разрабатывают новые и реализуют их. Положительную роль в повышении мотивации играют конкурсы внедренных в школах педагогических проектов. На выпускном курсе студенты-бакалавры выполняют комплексную дипломную работу, являющуюся по существу интегрированным проектом, направленным на решение актуальных проблем общего технологического образования. Эти проблемы выявляются в ходе прохождения педагогических практик и обсуждаются с учителями, которые могут являться руководителями выпускных квалификационных работ студентов. Обязательным условием дипломного проектирования является то, что студенты должны апробировать свои разработки в школе на преддипломной практике.

Изложенный выше подход к совершенствованию методико-технологической подготовки будущих учителей технологии в университете уже используется и дает положительные результаты. Большинство выпускников разрабатывают в дипломных работах методику обучения технологии на основе метода проектов. Растет число студентов, подготавливающих дидактические материалы, методические рекомендации и пособия по организации проектного обучения школьников технологии. Учителя технологии многих новгородских школ активно используют наиболее удачные методические и дидактические разработки студентов.

На оценочно-экспериментальном этапе спроектированная система методико-технологической подготовки студентов поэтапно внедрялась в учебный процесс и одновременно производилась оценка ее эффективности по результатам текущей и итоговой аттестации. Анализ результатов успеваемости студентов – будущих учителей технологии по результатам итоговой аттестации, за последние годы, позволил констатировать стабильность показателей качества методико-технологической подготовки выпускников и расширение их спектра профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции бакалавров с высшим педагогическим образованием – это комплекс состояний и свойств личности, позволяющих успешно решать профессиональные учебно-воспитательные задачи в образовательных учреждениях. У будущих учителей технологии сформировались: мотивированное стремление к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации; развилось умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность) и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Участие в разработке и реализации системы методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности в университете способствовало развитию проектной культуры и управленческой компетентности преподавателей кафедры ПТР. У них совершенствовались способности к преобразовательной деятельности, развились умения по конструированию содержания обучения, методики преподавания и управления учебной деятельностью студентов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.