logo search
sbornik / Часть 2

Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.

УО ПГУ, г.Новополоцк, Республика Беларусь

Успешность инновационной деятельности преподавателей ВУЗа во многом определяется теми требованиями, которые предъявляет образовательное пространство. Современный процесс обучения должен быть нацелен на подготовку выпускников, способных к решению актуальных задач их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим студенты должны быть знакомы с современными методами научных исследований и практикой применения новейших достижений науки, техники, культуры и производства. Также образовательный процесс должен обеспечиваться мотивацией, доступностью, качеством научно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса, сопровождаться эффективной системой контроля и способствовать усилению практической направленности обучения. В связи с этим должны быть созданы условия, при которых обеспечивалась активная роль студентов в процессе получения знаний.

В данном контексте актуальной является такая технология обучения как e-learning (мобильное обучение). Реализация данной технологии предполагает использование значительного количества составляющих и с точки зрения технической базы, и вовлеченности большого количества людей.

Кроме того, как указывает В.А. Янчук, главной составляющей мобильного образования является взаимодействие преподавателя и обучающегося в диалогической среде. Таким образом будет обеспечиваться ресурс саморазвития и гармония взаимоотношений с социальным и природным миром [2, с. 18].

Поэтому надо использовать интерактивные диалогические образовательные технологии, способствующие формированию понимания сути предлагаемого содержания, его функциональной значимости, представленности реальной жизни, способности применять знания на практике не только в утилитарном приложении, но и в постижении окружающей действительности, обоснованном принятии решений в отношении поставляемых жизнью проблемных ситуаций [1, с. 76].

Bob Harrison считает необходимым первоначально изучить потребности студентов и, принимая их во внимание, разрабатывать индивидуальные учебные материалы. Он предлагает два варианта работ по созданию мобильного контента: создание новой конфигурации образовательных услуг и полное преобразование образовательной системы. Это возможно при организации сотрудничества студентов и преподавателей. При соблюдении этого условия повысится качество обучения и коммуникаций, а также станет возможной индивидуализация образовательного процесса [3].

Используя данную развивающуюся технологию для повышения опыта обучения, мы должны убедиться, что она не станет препятствием для обучения, а, наоборот, будет способствовать ему. Одним из ключевых преимуществ этого является мгновенный доступ к информации. Это доступность онлайн отдаленных электронных ресурсов по всему миру.

В рамках проведенного нами исследования готовности использования мобильных устройств в обучении было изучено мнение студентов по некоторым вопросам. На вопрос «Как вы считаете, удобно ли пользоваться электронными пособиями, книгами для подготовки к занятиям посредством мобильных устройств?» нами были получены следующие результаты: 65% студентов ответили положительно; 33% респондентов ответили, что это может быть неудобным с использованием мобильного телефона, и предпочли бы использование планшета; 2% не определились с ответом.

На вопрос «Как часто вы используете мобильные устройства в целях обучения?» были получены следующие ответы: 73% опрошенных являются «пассивными» пользователями, т.е. скачивают учебный материал с репозитория, с электронных ресурсов библиотеки, с образовательных порталов, но пользуются им бессистемно. Среди трудностей студенты отмечали, что не по всем учебным дисциплинам есть возможность воспользоваться достоверной научной информацией; отсутствие необходимых обучающих программ по изучаемым предметам; не все преподаватели ориентируют на активное использование электронных ресурсов в обучающих целях. 21% респондентов являются активными пользователями, т.е. они считают, что в любом случае необходимую информацию можно найти, используя возможности мобильных устройств. С их точки зрения, использование мобильных устройств в учебном процессе улучшает качество обучения и обеспечивает доступ к новейшей информации; 2% опрошенных не считают нужным использование мобильных устройств в процессе обучения, предпочитая их в качестве средств развлечения и общения: 4% студентов затруднились с ответом.

В настоящее время наблюдается беспрецедентный рост возможностей для использования е-learning. Вместе с тем, использование средств e-learning является проблематичным по ряду объективных и субъективных причин. Сложность материального осуществления, уровень владения электронными устройствами преподавателями, недостаточная разработанность образовательного контента и другие аспекты замедляют эффективное внедрение в систему образования мобильных технологий.

Использование данного обучения требует привлечения специалистов с определенными навыками, в том числе с некоторым уровнем владения информационными технологиями. Освоение е-learning требует грамотного руководства, временных затрат и практических навыков. Целесообразно заручиться помощью специалистов, которые смогут сопровождать данный процесс.

Подводя итог, следует отметить, что формирование диалогического пространства с помощью е-learning должно стать одним из основных направлений развития современного образования.